Но цена конфликта слишком высокая
В поселке Александровка под Донецком беспилотник украинской армии сбросил бомбу на жилой дом, причем оператор видел по камере, куда направляет боезапас. Погиб четырехлетний мальчик, тяжело ранена его бабушка. Кроме российских и местных СМИ, до этой трагедии никому нет дела. Молчат ВВС, ни слова не произнесла обычно говорливая телекомпания «Дойче Велле», не заметили произошедшее «дожди», «эхимосквы», «шендеро-вичи-альбацы». Всему «страдающему» за правду и демократию миру наплевать на трагедию людей.
Человеческие потери - самые страшные последствия вооруженного конфликта в Донбассе. Украинские силовики находят людоедское упоение, целясь в женщин, стариков, детей. Современные войны не зря называют гибридными. Они забирают духовные и нравственные силы и направлены в первую очередь на разрушение миллионов людских судеб. Они стирают грань между добром и злом, превращая весь мир в филиал ада.
Под ударом простые люди
Совокупный ущерб мирному населению не подсчитаешь никак. Такие конфликты уносят вроде бы и меньше жизней, чем обычная война, но тянутся дольше, а жертвами становятся не только погибшие от обстрелов или в ходе боевых действий, но и все население. Инструменты статистики пока позволяют оценить лишь общие прямые людские потери. Для оценки побочных, к сожалению, время еще не пришло. А количество пропавших без вести вычислить невозможно. В 2014 году, например, многие могли уехать в неведомые дали.
Приведу официальные данные аппарата Уполномоченного по правам человека ДНР. За 2020 год на территории Донецкой Народной Республики:
- 40 мирных граждан получили ранения;
- 5 жителей убиты.
- За период 1 января -
26 марта 2021 года: - 19 военнослужащих погибли;
- 2 мирных граждан были убиты. Это старик, которого в собственном огороде застрелил украинский снайпер, и четырехлетний мальчик, погибший при взрыве бомбы;
- 9 человек получили ранения и травмы. Это 6 военных и 3 гражданских лиц.
- Всего с весны 2014 года:
- 4981 человек, в том числе 90 детей, погиб;
- около 8 тыс. человек получили ранения;
- 365 пропали без вести;
- 6717, в том числе 1479 детей, признаны лицами, пострадавшими в результате вооруженного конфликта. На самом деле их гораздо больше.
Есть и другая печальная статистика - так называемые временно перемещенные лица (ВПЛ). Россия помнит, как в 2014 году караваны беженцев тянулись из Донбасса через все возможные границы. Многие из них так и не рискнули вернуться на родину. Сейчас та же ситуация, только среди наших ВПЛ, помимо бежавших от обстрелов или оказавшихся без жилья, очень много людей, которые уехали с Украины вынужденно, под страхом ареста или убийства (было и такое) за свои убеждения. Некоторые осели, ассимилировались, но большинство жителей Днепропетровска, Харькова, Одессы и других городов с нетерпением ждут очищения своей страны от коричневой нечисти и возвращения на Украину. Только зарегистрированных перемещенных лиц на территории Донецкой Народной Республики 6717 человек, в том числе 1479 детей. Приплюсуйте сюда тех, кто не вошел в официальную статистику, и цифра будет пяти-значной. Эти данные я тоже отношу к потерям - человек, лишенный родного дома, не может быть счастливым.
Имущественные потери Донбасса - тоже прямые последствия вооруженной агрессии Украины. Они еще не подсчитаны, но некоторые цифры я озвучу - благо сбор информации проводится оперативно.
На 1 января 2016 года, то есть за время активных обстрелов, были разрушены:
- 1676 социальных объектов (в том числе 949 объектов образования, 158 - здравоохранения, 283 - теплоснабжения, 69 - водоснабжения и водоотведения, 101 объект культуры и спорта;
- 44 объекта социальной сферы;
- 72 объекта госсектора;
- 4112 многоквартирных домов;
- 14 954 частных дома.
- На 1 января 2017 года пострадали:
- 20 101 частный дом;
- 4507 многоквартирных домов;
- более 2000 объектов инфраструктуры.
Несмотря на подписанные Киевом обещания не стрелять, в 2020 году украинские снаряды уничтожили 86 соцобъектов и 486 жилых домов.
С тех пор многое отремонтировали, но разрушения продолжаются. Некоторые здания мы восстанавливали по несколько раз. Например, Донецкая фильтровальная станция - цель для украинских снарядов и постоянная работа для наших строителей.
В прошлом году глава ДНР Денис Пушилин объявил о начале программы «Восстановление и развитие». На эти цели было выделено 600 млн руб. В этом году - еще миллиард. Плохо только, что война не заканчивается.
Экономику строить заново
После Великой Отечественной войны экономика восстановилась рекордными темпами, потому что СССР провел грандиозную эвакуацию крупных предприятий и людей, которая позволила сберечь основную экономическую базу и промышленный потенциал страны.
В этом смысле Донецкой Народной Республике похвастать нечем, и тому есть множество объяснений. Напомню о двух главных: все крупные и средние предприятия еще в лихие 90-е были переданы за бесценок во владение олигархов и стали частными. Их хозяева подняли бы шум на весь мир, попробуй мы эвакуировать хотя бы гвоздь. Всем им, сперва Порошенко, а потом Зеленским, было обещано триумфальное возвращение в их «владения» и рабский труд «провинившихся сепаратистов» - после захвата Донбасса Киев намеревается отправить их в спецлагеря, в том числе трудовые. И это не шутка - почитайте украинский законопроект «Об интернировании».
Вторая причина, по которой невозможно повторить подвиг советского народа, эвакуировавшего в 1941 году более 5 тыс. предприятий, заключается в отсутствии территорий для таких мероприятий. В 2014-м не было тыла, да и сейчас он слишком близко от линии фронта.
Наши заводы, шахты и цеха тоже пошли под нож украинской агрессии. Некоторые разбомбили (завод «Точмаш», шахты «Октябрьская» и «Трудовская», аэропорт и т.д.). Многие, например горловский химзавод «Стирол», были вынужденно остановлены из-за опасности экологической катастрофы - производить азотные удобрения под непрекращающимися обстрелами нереально. Еще больше предприятий не смогли работать из-за экономической и транспортной блокады, устроенной Киевом.
Теперь цифры:
- около 9,5 тыс. предприятий остановили работу с начала конфликта;
- около 250 тыс. человек остались без работы. Это шахтеры, металлурги, химики, машиностроители, инженеры, благодаря которым Донбасс был развитым промышленным регионом.
Я не сомневаюсь, мы сумеем возродиться, как уже бывало. Но кто возместит колоссальный ущерб, нанесенный ДНР украинской агрессией?
Украина будет платить
Чем дальше, тем сложнее будет определить цену войны для экономики Донбасса. В начале 1943 года Сталин приказал создать комиссию, которая должна была собрать доказательства преступлений гитлеровской Германии против советского народа и подсчитать ущерб, нанесенный фашистами СССР.
Есть такие структуры и у нас. Аналогичную комиссию, появившуюся в 2016 году, возглавила министр иностранных дел ДНР Наталья Никонорова. За четыре с половиной года работы собрано огромное количество материалов с фактами гибели или ранений мирных жителей ДНР.
В 2019 году при активной поддержке Общественного движения «Свободный Донбасс» начала работу общественная комиссия по оценке ущерба, нанесенного украинской армией. Недавно я была на ее заседании. Координатор движения Елена Шишкина озвучила первые результаты: по предварительным подсчетам, ущерб составляет более 200 млрд российских рублей. Но военные действия продолжаются, и эта цифра может измениться.
Важный момент: поскольку суды относятся к юрисдикции Украины, Генпрокуратура, а также другие структуры, близкие президенту Зеленскому, игнорируют доказательства преступлений украинской армии. Общественная комиссия совместно со «Свободным Донбассом» намерена обратиться в Европейский суд по правам человека, где ответчиком выступит государство Украина в лице президента Зеленского. Украина должна ответить за все преступления в отношении Донбасса.