Турецкий гамбит: Анкара навязывает Средней Азии «тюркский мир»

Реджеп Эрдоган всеми силами желает вернуть былое величие Османской империи. Фото: Depo Photos/Keystone Press Agency/globallookpress

Казахстан и Узбекистан ратифицировали соглашение о военном сотрудничестве с Турецкой Республикой. Теперь среднеазиатские страны будут сотрудничать с Анкарой по важнейшим военным вопросам, куда входят военная подготовка и обучение, оборонная промышленность, разведывательная деятельность и прочее. Экспертам кажется опасной такая политика турок. После недавней войны в Нагорном Карабахе, где они поддерживали победивший Азербайджан, многим кажется, что это очень недружественная акция со стороны Реджепа Эрдогана. Ведь он сегодня считается Кремлем если не союзником, то уж точно надежным партнером. Зачем Турция идет на глобальное соперничество с Россией?

Из-за комплекса неполноценности и недовеличия в Турции все последние годы усиливаются реваншистские настроения. Потеря Османской империей многих территорий в прошлом — сегодня воспринимается как национальный позор. Желание создать новое большое государство или союз заставляет искать точки влияние на соседние страны. В первую очередь — близкие по культуре тюркоязычные народы. Степень интеграции там настолько увеличилась, что, например, Азербайджан уже многими турками воспринимается как их провинция. А после карабахской войны разговоры о «братской интеграции» начались с новой силой.

Великий Туран

В последнее время Анкара делает громкие заявления. Например, заявляет о скором создании единой армии для всех тюркоязычных стран и создании союза по образу ЕС, а вместо концепции «русского мира» предлагает своим собратьям строить «тюркский мир». По мнению идеологов пантюркизма, в это объединение — Туран — должны войти и некоторые российские территории.

— Сейчас Турция делает все, чтобы нарастить свое влияние в мире. Это видно и в Северной Африке, и на Балканах, и, что самое печальное для нас, в Крыму, Поволжье и на Кавказе. То есть официально турки клянутся в дружбе с Россией, а за нашей спиной пытаются развернуть деструктивные для российской государственности проекты, — рассказал политолог, кандидат исторических наук Григорий Миронов.

Непомерные амбиции и комплексы турецкого руководства заставляют Анкару пытаться проникнуть в национальные общины России и влиять на них. Спецслужбы неоднократно ловили турецких агентов среди черкесов, народов Поволжья, крымских татар. Это влияние идет по самому разному пути: через сериалы, курсы изучения языка, культурные центры и социальные сети.

Турция сегодня считается Кремлем если не союзником, то уж точно надежным партнером. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Восточное направление

Что касается Средней Азии, то там в данный момент действительно благодатная почва для усиления турецкой экспансии. В Казахстане, например, постоянно подогреваются русофобские настроения. По мнению политологов, это вызвано тем, что власти Нур-Султана опасаются, что Россия заберет в своей состав русскоязычные северные области страны по крымскому сценарию. Поэтому казахи ищут себе возможного военного союзника на случай будущего возможного противостояния с Москвой. Причем эту проблему казахстанские власти придумали сами — ни о каких «оккупациях» РФ и не помышляет.

— Внешняя политика Казахстана напоминает турецкую. Официально там говорят о дружбе с Россией и считают нашу страну союзником. Но в то же время проводят политику выдавливания русскоязычного населения из страны. Идет массовое переименование славянских улиц и городов. Идет активное переписывание истории, а молодое поколение изучает в школах, что период, когда эти земли входили в состав Российской империи, а потом и СССР, — российская оккупация, — считает Григорий Миронов.

Помимо военного присутствия Турция пытается увеличить свое влияние другими способами. Объем инвестиций турецких компаний в Казахстан скоро достигнет 1 млрд долларов. В Анкаре недавно побывал глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди. Он пообещал турецким инвесторам полную поддержку в Казахстане. И договорились о наращивании товарооборота до 10 млрд долларов с нынешних 3 млрд.

Ташкентский рынок

Узбекистан тоже стал усиливать дружбу с турками. Но самое главное для узбеков — получить не военную или политическую, а существенную экономическую выгоду от сотрудничества с Анкарой. На конфронтацию с Москвой Ташкент никогда не пойдет, слишком много мы им даем. Но турки хотят строить «тюркский мир» и там.

Также эксперты уверяют, что после победы Азербайджана в войне против армян в Нагорном Карабахе на Кавказе возникли новые геоэкономические реалии, которые позволяют Турции получить выход в Центральную Азию через Каспийское море. Поэтому турецкий бизнес стремится максимально использовать благоприятную ситуацию для того, чтобы выйти на центральноазиатские рынки. Поэтому началась активность турецкой дипломатии в отношении Казахстана, Узбекистана и Туркмению.

России нужно внимательно следить за турецкой экспансией в Средней Азии. При благоприятных для Анкары условиях ее влияние может распространиться и на многие российские регионы. Под разговоры о союзничестве с Москвой Анкара пытается конкурировать с РФ на постсоветском пространстве и потеснить нашу страну с давно занятых позиций. Кроме красивых слов о «единстве братских народов», Турция мало что может дать бывшим республикам СССР. По сути, турки лишь используют Среднюю Азию для своих геополитических целей и мечтаний.