Председатель КГБ Владимир Крючков намеренно выставлял Михаила Горбачева дураком и трусом
30 лет назад, 26 декабря 1991 года, не стало Советского Союза. Каким был последний год жизни советской империи, как ее постепенно отключали от аппарата жизнеобеспечения, мы напомним в нескольких номерах. Начало - в позапрошлом номере, продолжение - в первом апрельском номере.
⇒ 19 марта 1991 года тайным приказом Владимира Крючкова на Лубянке создают Оперативный штаб КГБ СССР. Его задача - направить ход событий вокруг предстоящего съезда народных депутатов РСФСР в нужное русло.
На съезде должен был решиться вопрос о введении в России поста президента (подразумевалось, что им станет Борис Ельцин) параллельно с постом президента СССР, который занимал Михаил Горбачев. Тем самым планировалось фактически узаконить двоевластие и усилить противостояние республик с единым центром. Препятствовать этому собиралась фракция «Коммунисты России», которых в парламенте было подавляющее большинство.
⇒ 25 марта в ожидании провокаций кабинет министров СССР запретил до 15 апреля проведение в Москве митингов, уличных шествий и демонстраций.
⇒ 26 марта по Москве разбросали листовки с информацией о подготовке некими «консервативными силами» свержения Бориса Ельцина с поста председателя Верховного Совета РСФСР.
В программе «Время» выступил бывший комсомольский работник, перекрасившийся в пламенного демократа, сопредседатель Межрегиональной депутатской группы Аркадий Мурашев с призывом к москвичам выйти на улицу с протестом против возможной расправы над Ельциным. (Уже в сентябре 1991 года за участие в этой провокации Борис Николаевич отблагодарил Мурашева должностью начальника ГУВД города Москвы, а позднее - депутатским мандатом в Госдуме I созыва.)
⇒ 27 марта Михаил Горбачев по настоятельной рекомендации Оперативного штаба КГБ СССР принял решение дать добро на ввод войск в Москву.
Через полтора года после этого, 12 октября 1992 года, на заседании Конституционного суда России, рассматривавшего «дело КПСС», свидетель, бывший член Политбюро Александр Яковлев показал, что, когда 28 марта 1991 года в Москву были введены войска, он спросил у Горбачева: зачем это сделано? Горбачев ответил: есть информация КГБ о том, что демократы готовятся к захвату Кремля, на предприятиях куются крюки для штурма стен.
Его слова вызвали в суде улыбку, всем было понятно, что спецслужбы банально развели легковерного Михаила Сергеевича. Подставили.
⇒ 28 марта в Москве открылся III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР.
Результаты голосования на референдуме по сохранению СССР развязали руки союзному руководству, которое стремилось устранить политическую альтернативу развития страны в виде Бориса Ельцина и остановить расползание единого государства. Поскольку состав съезда на 80 процентов состоял из коммунистов, а поддержка Ельцина была крайне слабой, казалось, этому не будет препятствий.
На улицах Москвы стояли грузовики с солдатами, введенные в столицу по приказу союзного руководства.
Вот как неувядающе актуально описывала тот день оголтело-демократическая «Российская газета»:
- …Мы и наши коллеги, аккредитованные на съезд, знали о приготовлениях по «усмирению» Москвы. Мы шли ранним часом по какой-то изумленной, остолбеневшей столице и думали: как же надо ненавидеть собственный народ, как же надо его бояться, чтобы рассовать по всем прилегающим к центру улицам и дворикам колонны битком набитых солдатами автомашин, прятать в глухих подворотнях толпы милиции, ведущей непрерывные переговоры (чем не фронтовая обстановка) по рациям, вывести на окраины боевую технику…
Председатель Мосгорисполкома Юрий Лужков вопреки кабинету министров СССР своей властью разрешил провести в столице митинг и демонстрации. Демократы вывели на улицы десятки тысяч людей.
Вечером состоялось совещание у Михаила Горбачева, во время которого председатель КГБ Владимир Крючков убедил его вывести войска из Москвы и отменить чрезвычайные меры. То есть перед всей страной намеренно выставил президента СССР не просто дураком, но еще и трусом. Войска ввели, правовую основу для их действий подготовили, но применить их не решились.
⇒ 29 марта съезд продолжил свою работу. Демократической частью съезда уже была одержана первая важная победа - инициатива оказалась в ее руках.
Подлинной сенсацией стало выступление на съезде участника афганской войны, полковника, Героя Советского Союза, боевого летчика, члена ЦК Российской коммунистической партии Александра Руцкого. Он объявил о выходе из фракции «Коммунисты России» и создании своей парламентской группы - «Коммунисты за демократию», куда вошли 95 делегатов съезда, в том числе часть участников фракции «Коммунисты России». Летчик Руцкой переобулся буквально на лету. По существу это означало раскол в Российской компартии.
⇒ 31 марта в результате неожиданного политического кульбита Руцкого, которого многие тогда назвали предателем, Борис Ельцин не только сохранил свою должность Председателя Верховного Совета России, но и добился дополнительных полномочий съезда по проведению демократических реформ. Вскоре, 12 июня 1991 года, ЕБН был избран президентом РСФСР, а вице-президентом он назначил Руцкого.