Верующие вступились за бомбардировщик имени святого Николая Чудотворца
Верующие вступились за бомбардировщик имени святого Николая Чудотворца
Генеральная прокуратура России рассматривает жалобу Союза Православных Братств РПЦ на режиссера Ивана ДЫХОВИЧНОГО. В эфире программы «К барьеру» на телеканале НТВ в пылу спора на тему политкорректности и толерантности писатель Михаил ВЕЛЛЕР задал ему вопрос: «А что вы скажете, когда христианский священник освящает стратегические бомбардировщики?». Он имел в виду бомбардировщик СУ-34, названный именем Святителя Николая Чудотворца. Летом этого года боевую машину освятили в Липецком авиацентре. В ответ Дыховичный воскликнул: «Он дурак, этот священник! Дурак, священник этот!» «Экспресс газета» решила разобраться, что же имел в виду режиссер, и какого мнения на счет присвоения бомбардировщикам имен святых придерживаются сами церковнослужители.
Из первых уст: Иван Дыховичный- История с бомбардировщиком просто «чудесная». Ведь СУ-34 - серьезнейшее боевое оружие. С помощью которого, извините, будут убивать людей. И мирных граждан в том числе. Вдумайтесь: как можно назвать бомбардировщик именем святого? Просто сумасшествие какое-то! В советское время была фраза «У нас такая борьба за мир начнется, что камня на камне не останется!» Этот бомбардировщик из того замшелого прошлого. Неудивительно, что я именно так отреагировал. Да, фраза про дураков была мною произнесена. Но, что же так сразу - в Генеральную прокуратуру России! Могли бы и мне позвонить, посоветоваться, пообщаться. Глядишь, и общий язык бы нашли? Не дело священников бегать по прокуратурам. Очень похоже на дешевую провокацию. Такими странными методами продолжается сомнительная линия экстремизма! Те, кто пишут жалобы, ущербны по сути. Но если я кого-то действительно обидел, то, конечно же, извинюсь. Никого и ничего публично оскорблять я не собирался, тем более церковь. К православию, как и к любой религии отношусь с глубоким уважением. Если это не какая-то экстремистская секта.
Компетентное мнение: Священник Михаил Прокопенко, заведующий службой коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата– Православная церковь не видит никакого противоречия между заповедью «не убий» и тем, что в России в названиях кораблей или самолетов используются имена святых – до революции некоторые военные корабли и самолеты были названы в честь святых – корабли «Три святителя», «Двенадцать апостолов» и многие другие, самолет «Илья Муромец». Ни у кого в нашей стране, в которой большинство населения были православными христианами, это не вызывало недоумения. И в библейские времена, когда шли священные войны за Землю обетованную, древним израильтянам заповедь «не убий» была хорошо известна, и царь Давид, который с Божия благословления вел праведные войны, хорошо ее знал, как знали ее наши благочестивые предки, сражавшиеся ради защиты Отечества от врагов.А делить оружие на средства защиты и нападения я бы не стал. Любая армия, которая готовится только к оборонительным действиям, потерпит поражение. Вот бомбардировки Берлина советскими бомбардировщиками в августе 1941 года – это что: агрессия или защита Отечества от врага? А чем являются баллистические ракеты – оружием агрессии или средством сдерживания?Напомню, что и в годы Великой Отечественной войны существовали танковая колонна, названная именем Димитрия Донского, героя Куликовской битвы, и авиаэскадрилья «Александр Невский». Эти танки и самолеты были построены на средства, собранные православными верующими. Чем они были – оружием защиты или нападения? Или просто – орудием убийства? Тогда никому и в голову не могло прийти лицемерно возмущаться присвоением имени святого человека эскадрилье военных самолетов. Потому что всем было понятно, что защита Отечества от врагов – это исполнение заповеди Божией о любви к ближнему. Сам Христос говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15. 13). К сожалению, мир во зле лежит, и нередки ситуации, когда исполнить эту заповедь, остановить чужую злую волю можно только силой оружия. Однако благословляя оружие и присваивая военному самолету или кораблю имя святого человека, Церковь ежедневно молится «о мире всего мира», о том, чтобы никогда не возникло повода для использования этого оружия по назначению.
Дьякон Андрей Кураев- Я не в восторге от идеи давать военным самолетам и кораблям имена святых. Но в 1913 году был построен самолет «Илья Муромец», еще раньше - суда, названные именами святых. Такова традиция.
Раис Хазрат, имам Исторической мечети на Ордынке- Мусульмане не дают вещам имена своих пророков. Воюют политики, капитал, государства. Ислам же - мировая религия. Не могу представить ситуацию, чтобы мусульмане разных стран сражались друг с другом в воздухе на самолетах, названных «Пророк Мухаммед». Не наша эта традиция.