Джо Байден, сменив в Белом доме Дональда Трампа, тут же начал обустраивать жилище по своему вкусу
Первым делом новый хозяин Овального кабинета распорядился убрать золотистые шторы с кремовым ковром и вернуть темно-золотые портьеры и синий ковер, бывшие там при Билле Клинтоне. А еще он принес с собой два бюста борцов за права чернокожих - Мартина Лютера Кинга и Розы Паркс и картину с изображением индейца. Так самая известная в мире президентская резиденция заняла первое место по политкорректности.
А чем известны другие местожительства глав государств? Какое из них самое-самое? Объективный рейтинг составить сложно. Слишком различны национальные и культурные традиции. Но неформальные лидеры все же есть.
Гламурный почтамт
Casa Rosada, в переводе «Розовый дом», - это дворец президента Аргентины в Буэнос-Айресе. Если к нему присмотреться, то можно заметить непропорциональность. Раньше это были два разных здания: городской почтамт и дом правительства. В 1884 году их соединили аркой и объявили официальной резиденцией президента республики. «Розовый дом» получил свое гламурное название из-за веселенькой расцветки. Но на самом деле реальность несколько зловеща. Дворец покрашен известью, смешанной с кровью быков. Считается, что такой состав помогает от разрушения покрытия во влажном климате.
После череды военных переворотов и диктатур аргентинская власть стремится показать свою доступность для народа, поэтому в резиденцию открыт доступ для любого желающего. Можно даже сфотографироваться за трибуной, с которой президент Альберто Фернандес выступает в прямых эфирах.
Дьявольский замок
Старинная крепость в Праге - самая большая по площади президентская резиденция в мире и крупнейший замок на планете. Его площадь составляет почти 70 тыс. кв. м. Пражский Град был построен в IX веке, и с тех пор замок служил резиденцией чешских королей, императоров Священной Римской империи, а также президентов.
Его расцвет пришелся на времена императора Рудольфа II, который правил в Чехии с 1576 по 1611 год. Благодаря ему Прага превратилась в мировой центр мистицизма, а в Граде хранились единственная в мире «Библия дьявола» и уникальный средневековый манускрипт «Кодекс Гигас», который не решилась уничтожить даже инквизиция.
До 1989 года простых людей в замок не пускали, и только тогда, когда к власти пришел Вацлав Гавел, двери резиденции открылись для посетителей.
Королевский бордель
Елисейский дворец - это 365 комнат, по одной на каждый день года, и 11 тыс. пыльных бутылок в погребах. В 1753 году Луи XV купил этот особняк графа Эвре для своей фаворитки - маркизы де Помпадур. Парижане сразу окрестили дворец «домом королевской шлюхи» или «королевским борделем». Обиженная маркиза завещала дворец родственникам короля, и статус резиденции не менялся около ста лет. Так, Людовик XVI устраивал во дворце сеансы спиритизма и черной магии с жертвоприношениями.
Впервые использовать его в качестве правительственного здания начали при Наполеоне I, а с 1848 года Елисейский дворец стал официальной резиденцией президента Второй республики Луи Наполеона Бонапарта.
Расточительная экстравагантность
Помпезный и величественный дом последнего вице-короля Индии лорда Луиса Маунтбеттена изначально задумывался как символ господства Британской империи. Купол здания напоминает Римский пантеон, а сам комплекс сочетает несколько архитектурных стилей. На его строительство с 1910 по 1930 год ушло более 700 млн кирпичей и около 85 тыс. кубометров камня. Во дворце - 340 комнат, а площадь всех помещений умопомрачительна - около 19 тыс. кв. м.
Из окон дворца лорд Маунтбеттен наблюдал за демонстрациями протеста и процессом перехода Индии к независимости. Один из лидеров антибританской оппозиции Мотилала Неру - отец первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру - называл строение примером «показной вульгарности и расточительной экстравагантности».
Однако, получив независимость, индусы не смогли отказаться от такого английского наследия и сделали бывшую резиденцию вице-короля официальным местом прописки президента.
Пустое место
Официальная резиденция президента Бразилии Palácioda Alvorada, или «Дворец рассвета», была построена в 1958 году буквально на пустом месте. Она стала одним из первых зданий в новой бразильской столице, после того как президент Жуселин Кубичекди Оливейра перенес столицу из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа.
Архитектор Оскар Нимейер сотворил из стекла и бетона нечто настолько воздушное, легкое и модное, что люди просто не могли поверить в официальное предназначение здания, главная достопримечательность которого - огромный бассейн.
Несмотря на молодость, дворец уже пережил два скандала. В 2004 году там меняли мебель, полы и технические системы. Всего на сумму около $19 млн. Когда оказалось, что работы финансировались из пожертвований частных корпораций, их объявили взяткой. А в 2016-м президент Мишел Лулиа отказался там жить из-за привидений.
Чистая показуха
После референдума в Турции, по результатам которого в стране изменилась конституция и установилась президентская республика, Реджеп Эрдоган торжественно открыл в Анкаре новый президентский дворец Aksaray, в переводе «Чистый дворец».
В резиденции насчитывается более 1 тыс. комнат, 250 из которых, в том числе СПА-салоны, бассейны и хамамы, отведены для личного пользования Эрдогана и его семьи.
Риелторы считают Aksaray крупнейшим дворцом, построенным в мире за последние 100 лет. Его размер превосходит Белый дом в Вашингтоне в 50 раз.
Общая стоимость строительства оценивается в более чем $650 млн. Сколько истрачено на внутреннее убранство, посчитать не удалось. Но известно, что одних ковров купили на $9 млн, а стены оклеивали обоями по $3 тыс. за рулон. Только на отопление здания каждый сезон тратится около $700 тыс.
К большому сожалению турецких экологов, Aksaray построен в национальном парке, где ради этого были вырублены сотни деревьев. 4 марта 2014 года административный суд Анкары постановил приостановить строительство, а 13 марта по рекомендации Палаты архитекторов Турции решение было поддержано Государственным советом. Однако Эрдоган проигнорировал запрет, сказав: «Пусть они его снесут, если смогут. Они приказали приостановить, но они не смогут остановить строительство этого здания, которое я буду открывать. Я буду находиться в нем и использовать его». Поспорить с султаном никто не посмел.