Назначение Анатолия Чубайса спецпредставителем Президента России по связям с международными организациями, то есть с глобальными элитами, говорит сразу о нескольких вещах
Во-первых, мы задолго до итогов выборов президента США знали, что победит Джо Байден. Во-вторых, отчетливо показали свою готовность к сотрудничеству. А в-третьих, главные вопросы российско-американских отношений теперь будут решаться в рамках неформальных площадок, и их реальные итоги могут разительно отличаться от того, что будут говорить с экранов телевизоров по обеим сторонам океана.
Начнем с того, что сразу после победы Дональда Трампа на выборах в 2017 году Анатолий Чубайс на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявил об угрозе, под которой «оказались фундаментальные либеральные ценности, включая демократию, глобализацию и мультикультурализм». То есть выступил как оголтелый член демпартии США. Собственно, он такой и есть. Реформатор еще с ельцинских времен тесно дружит с семьей Клинтонов, близко знаком с Бараком Обамой и не раз встречался с Джо Байденом. Поэтому его назначение в Вашингтоне воспринимается как приглашение к неформальному закулисному общению.
- Предполагается, что Чубайс должен разъяснить демократам, что если на Россию давить, то можно получить лишь консолидацию на антиамериканской основе. А если не давить, то тогда, возможно, удастся о чем-то договориться, и результаты трансфера в чем-то устроят американцев, - на пальцах разъясняет ситуацию политаналитик Александр Халдей.
Есть ли потенциал для реализации этих планов? Скорее да, чем нет. Точнее, он гораздо выше, чем был бы при втором сроке Трампа. Дело в том, что демократы, владея подавляющим большинством американских СМИ, сознательно делали упор на выдуманную ими же порочную связь Дональда с Кремлем, чем вынуждали его постоянно доказывать обратное. Отмазываясь, он как бешеный принтер штамповал антироссийские санкции.
Демократы никогда не дали бы кабинету Трампа пойти на сближение с Россией. Но теперь сами вполне способны продемонстрировать некие подвижки как невероятный дипломатический успех на фоне трамповских неудач.
Администрация Байдена уже сделала маленький шажок вперед. Россия одной из первых получила официальное приглашение на инаугурацию. А новый президент заявлял, что намерен продлить российско-американский договор СНВ-3, предусматривающий сокращение ядерных арсеналов. Более того, во время предвыборной кампании Байден выразил готовность урезать «чрезмерные траты в $1,2 трлн» на вооружения, что России точно на руку. Конечно, на этот шаг старика Джо толкает не миролюбие, а стремительное наращивание госрасходов как на расширение мер соцподдержки, так и на заявленную программу обновления энергетической инфраструктуры.
Дружба врозь
Самый горячий вопрос возможного будущего сближения - против кого мы будем дружить? Сразу напрашивается ответ - против Китая. Но нет. Это была сугубо личная война Трампа. Продолжать ее демократы не будут, а нам и подавно нет смысла портить отношения с восточным соседом.
Скорее всего, что, впрочем, тоже не обязательно, нас попытаются втянуть в арабо-американскую коалицию против Турции. В своей предвыборной программе Байден уже пообещал способствовать свержению Реджепа Эрдогана и потребовал от него обратно переделать Айя Софию в музей. Также он не раз выражал симпатию армянскому лобби и гарантировал поддержку Греции в случае ее конфронтации с Турцией. Все это прямое продолжение политики Барака Обамы, у которого сорвалась попытка военного переворота в Турции в 2016 году. Российская разведка тогда успела предупредить Анкару.
С одной стороны, амбиции Эрдогана по расширению Османской империи противоречат нашим интересам в Армении, Азербайджане, Грузии, Туркменистане и Узбекистане. Мы уже столкнулись с этим в Нагорном Карабахе, Ливии и Сирии. Но с другой, турки - наши проверенные торговые партнеры. Мы им строим первую в стране АЭС, продаем С-400, покупаем фрукты и овощи, без виз летаем туда загорать.
Проблемный общак
Конечно, возлагать на переговорщицкий гений Анатолия Борисовича слишком большие надежды было бы ошибочно. Велика вероятность, что через свои связи с «демократическим политбюро» Чубайс будет решать вопросы не государственного, а частно-корпоративного и теневого характера - разруливать возникшие проблемы с размещенными в западных юрисдикциях общаками.
- Большой проблемой для власти является фактический арест денег российского олигархата в офшорах и их имущества за рубежом. Получилось так, что значительная доля награбленного ими в России богатства сегодня находится за пределами страны, а на все это наложена лапа британских и американских спецслужб. И с этим нужно что-то делать. Лучше Чубайса с этой проблемой никто не справится: это самый авторитетный сегодня на Западе представитель российского олигархата. Его задача - обеспечить договоренности конкретных российских чиновников и олигархов с западными структурами о спасении их денег, - уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
Интерес самого Чубайса тут совершенно очевиден. За посреднические услуги либерал обязательно возьмет свой процент. Учитывая фантастические масштабы наворованного, совсем не исключено, что очень скоро Анатолий Борисович окажется конечным бенефициаром всей российской приватизации. Впрочем, демократ может попросить награду и медными трубами. Ряд экспертов полагает, что у Чубайса еще остались личные политические амбиции, и он нацелен на кресло главы МИДа Сергея Лаврова, который действительно устал и уже неоднократно просился в отставку.
Источник фото: Михаил Фролов/КП