Сегодня, 26 августа, исполнилось бы 76 лет Александру Кальянову. Он дружил со многими представителями отечественного шоу-бизнеса.
Александр Кальянов прославился как звукорежиссер и шансонье, исполнитель хитов «Старое кафе», «За кордон», «Плохая примета - погасла сигарета», «У опера с Петровки», «Хрустнули огурчиком».
Свою карьеру Александр Иванович начинал инженером на Брянском заводе полупроводниковых приборов. А известность снискал как большой специалист по музыкальной аппаратуре. И в конце 70-х ушел работать на эстраду звукорежиссером ВИА «Шестеро молодых» Саратовской филармонии.
- Руководитель нашего ансамбля Вилен Иванович Дарчиев был один из самых крутых в то время администраторов, - делился с «Экспресс газетой» Кальянов. - Умел делать концерты и зарабатывать. «Шестеро молодых» считались не самым известным коллективом. Но работали не меньше трех концертов в день и по полгода не вылезали с гастролей.
Помню, администратор Василий Васильевич Кондаков брал наш ансамбль в Казань на «разогрев» к Владимиру Высоцкому. На его концерты зрители приносили по 15 - 20 магнитофонов и просили меня подключить их к пульту, чтобы записать Владимира Семеновича. От каждого я получал по бутылке коньяка. Потом мы с Высоцким этот коньяк делили, и он пил его, разбавляя крепким чаем.
К сожалению, Дарчиев закончил жизнь в тюрьме. На него повесили звуковую аппаратуру БИГ, что он типа ее украл. Поставили ему в вину, что он получал ставку конферансье, а на сцену якобы не выходил. Это была чушь собачья. Ну, подумаешь, получал он за конферанс три рубля с концерта. Для него это были не деньги. Человеком он был веселым и нежадным. Любил в картишки поиграть - в кинга или в секу. Однажды даже проиграл мне японские часы «Сейко».
Босс Кипелова отмотал срок
Совершенствовать звукорежиссерское мастерство Кальянов продолжил в уже знаменитых ансамблях «Лейся, песня» и «Красные маки». Работавшие с ним музыканты ценили высокий профессионализм Александра и уважительно прозвали Кальяном Иванычем.
- В «Лейся, песня» я пришел в тот момент, когда прежний руководитель группы Михаил Шуфутинский эмигрировал в США, и при содействии Иосифа Кобзона руководителем стал Виталий Кретюк, - рассказывал нам Кальянов. - Тогда из ансамбля разбежалась половина участников. И на освободившиеся места из «Шестеро молодых» туда перешло сразу несколько человек, в том числе Коля Расторгуев и Валера Кипелов.
Кретюк произвел на меня самое приятное впечатление. Во всем хорошо разбирался - в музыке, в аранжировках и даже в звукорежиссуре. И многому меня научил. Годы спустя я узнал, что Кретюк когда-то работал с Пугачевой и даже был чуть ли не ее мужем. Когда я уже ушел из «Лейся, песня» в «Красные маки», Кретюка посадили в тюрьму. Уже потом до меня дошли слухи, что Виталика поймали у комиссионки на Садовой-Кудринской, где он продавал какой-то магнитофон, и обвинили в спекуляции. Из тюрьмы он вышел досрочно и ударился в бизнес. А потом пропал без вести. Его машина так и заржавела у подъезда, где он снимал квартиру.
Безумный блеск Киркорова
Серьезным этапом в карьере Александра Ивановича стало завязавшееся в середине 80-х сотрудничество с Пугачевой. Он не только обеспечивал звук на ее концертах. А создал у нее на репетиционной базе собственную студию, где начал записывать не только Аллу Борисовну, но и других артистов. А со временем стал другом и любимым собутыльником певицы, с которым она, по его словам, во время застолий выпивала за раз по литру водки.
- Игорь Тальков посвятил Пугачевой песню «Звезда», - объяснял нам Кальянов. - Мы с ним ругались в свое время. Я ему всегда говорил: «Политические песни надо петь на митинге и бесплатно, а не в зале и за деньги». И насчет Пугачевой Тальков был не прав. Он пел: «Звезда, ты уже никому не нужна».
С Аллой нас многое связывало. Когда-то я помог ей найти место для дачи на Истре. У нас с музыкантами из ее группы «Рецитал» была там база отдыха с хорошей баней. Мы предложили Алле съездить туда. Взяли с собой Володю Кузьмина и Игоря Николаева. Все было настолько клево, что Алла сказала: «Я хотела бы здесь построить дачу». Ее директор Дмитрий Цванг связался с местным руководством, и ей выделили участок прямо на берегу.
Напел на 15 соток
Именно Пугачева убедила Кальянова запеть и впервые вывела его на сцену в своих «Рождественских встречах». Его песни сразу полюбились публике и не раз удостаивались премий. Тем не менее он никогда не строил из себя звезду и чурался понтов. Вместе с любимой женой Александрой, которую ласково называл Шешей, жил в скромном домике, построенном в обычной деревне на Горьковском шоссе.
- Меня пригласили поддержать на выборах главу Кудиновской администрации Алексея Журавлева, - откровенничал Александр Иванович, когда мы приезжали к нему в гости. - Но денег не дали. Обещали дать участки. Я за это год пел. Потом мне долго трахали голову с оформлением земли. Теперь я, блин, землевладелец. У меня целых 15 соток.
Когда начинали строиться, мы думали: «Сейчас поднасрем всем с дизайном». У всех дворцы стоят. А у нас маленький домик, да еще деревянный. А сейчас другари люберецкие, которые здесь живут, посмотрели и решили свои каменные дома изнутри обшить деревом. Мы и так в Москве в камнях этих сраных живем. А в деревянном доме дышится легче.
Слезы на прощание
В последние годы Кальянов отошел от дел, крайне редко появлялся на публике и напоминал о себе в основном постами в соцсетях. Многие замечали, что он стал неважно выглядеть, и подозревали у него серьезное заболевание.
- Почти все время Александр Иванович проводил у себя в деревне, - поведал нам его друг и бывший директор Алексей Мускатин. - Изредка летал в Америку, где у него была квартира в Майами в одном доме с Пугачевой. Его студия давно прекратила существование. Сначала совладельцем студии стал продюсер группы «Стрелки» Игорь Силиверстов. Он выиграл и отжал здание в Раменках, где она находилась. А потом точно так же его проиграл. Да, проиграл в буквальном смысле. Когда не было денег на казино, поставил это здание. Какое-то время студия еще занимала помещение под крышей. Но и его пришлось продать. И все забрали себе узбеки, которые держали там рестораны.
А потом у Александра Ивановича обнаружили онкологию. После дня рождения ему стало плохо. Он пошел к врачу. И выяснилось, что уже вторая стадия. Начали лечить химией. Но он всегда был человеком скрытным и свою болезнь не афишировал. У него была цель - завершить последний альбом Пугачевой к ее 70-летию в апреле 2019 года. Думал, что запишет его и помрет.
Ему хотелось умереть у себя в деревне. Так и произошло. Попрощаться с ним на Хованское кладбище приехали Пугачева с Галкиным, Николаев, Расторгуев, Укупник, почти все музыканты, которые с ним работали. Алла Борисовна толкнула речь, каким Кальяша был настоящим другом. Даже всплакнула.
Дружить он действительно умел. Чужих семейных тайн не выдавал. Говорил: «Хотите знать что-то про Пугачеву - спрашивайте у нее!» И за глаза никого не обсуждал. А если ему что-то не нравилось, говорил в лицо. Потрясающий был дядька. С такими, как он, уходит великая эпоха.
Источники фото: Persona Stars, Архив ЭГ, из личного архива, скриншот youtube, Александр Бойков