Пять любимых женщин Галины Волчек

Обнимая Чулпан, Волчек молодела на глазах
Обнимая Чулпан, Волчек молодела на глазах
26 декабря исполнилось три года, как не стало Галины Волчек. Интересные факты об именитой даме решила вспомнить «Экспресс газета».

Принято считать, что мужчина-режиссер продвигает артисток, в то время как режиссер-дама помогает карьере симпатичных актеров. Другое дело - знаменитый театр «Современник». Галина Волчек, как никто, умела зажигать «женские» звезды. Своих любимых актрис она называла музами и, не боясь быть неправильно понятой, рассказывала о своем особом отношении к ним. Недоброжелатели называли «Современник» «террариумом единомышленниц», а завистники злословили, что у худрука с любимыми подопечными - лесбийская связь.

Муза первая. Татьяна Лаврова

Эту красивую женщину Галина Волчек прозвала «своим олененком Бэмби». Лаврова пришла в «Современник» в 1961 году в статусе кинозвезды после фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Галина Борисовна отдала молодой актрисе главную роль в первом же спектакле, который поставила как режиссер, - «Двое на качелях». По сути, они создавали его вместе, запираясь в санузле. Одна подавала реплики, сидя на унитазе, другая - на краешке ванной...

Лаврова переиграла в «Современнике» лучшие роли, и ничто не предвещало расставания.

Татьяна-Лаврова-в-фильме-«Таинственная-стена»
Лаврова называла всех мужчин «одноклеточными» 

В одной из телепередач, посвященной ее семейному альбому, Галина Борисовна в числе фотографий близких родственников показала карточку своего «олененка» и заметила:

- Танечка так глупо ушла из театра... Моя любовь никуда не делась, а ее - не стало.

В 1976-м Лаврова сбежала к Ефремову во МХАТ. Галина Борисовна в сердцах назвала это «абортом на девятом месяце»: «Лаврова... бросила нашего общего ребенка, который, как мне казалось, ей так же дорог». Под «общим ребенком» она подразумевала новый спектакль «Вишневый сад», в котором Татьяна играла Раневскую.

Уже на склоне лет худрук признается, что ее любимица ушла не по прихоти, а потому, что «перестала быть единственной». В 1974-м в «Современнике» появилась замечательная Марина Неелова.

Муза вторая. Марина Неелова

Даже далекие от театра люди наслышаны об особых отношениях Нееловой и Волчек. Режиссер отдавала своей актрисе лучшие роли, собирала худсоветы, чтобы выбрать платье для Марины, репетировала с ней дольше, чем с остальными, и даже пыталась поцеловать, пытаясь показать Гафту, как это нужно правильно делать по ходу пьесы.

Артисты жаловались, что в этом театре «все для Марины», но понять природу ее отношений с Галиной Борисовной никто не мог. Говорили, что они либо родственницы, либо у них любовная связь. Сама Неелова подливала масла в огонь, объясняя: «Есть тонкие властительные связи меж запахом и контуром цветка».

«С
С годами Марина Неелова стала очень похожа на своего худрука

Существует поверье, что актрисы, долгое время проработавшие в «Современнике», становятся похожи на Волчек. Если взглянуть на Неелову, можно убедиться в справедливости этого замечания.

- Отношения двух художественных натур, ярких индивидуальностей в разное время носили разный характер - от дружбы взасос до необъявленных разводов, - пишет биограф Волчек Марина Райкина. - Этих ссор было великое множество.

Однако какие бы сложности ни возникали между ними, Марина Неелова оставалась самой верной актрисой из плеяды «муз» Волчек. Она не предавала театр, никуда не уходила и одна из немногих научилась терпеть и переживать другие увлечения своей великой подруги.

- Волчек безумно влюбляется в артиста. Это замечательная черта для тех, в кого она влюбляется, и ужасная для тех, кого она разлюбила, - констатировала Неелова со знанием дела.

Муза третья. Елена Яковлева

Она полюбилась Волчек, когда еще не была ни «Каменской», ни даже «Интердевочкой». С самого начала режиссер отдала ей заветную роль в спектакле «Двое на качелях», ту, которую сыграла когда-то ее любимая Танечка Лаврова. Галина Борисовна говорила, что с Леночкой всегда легко. Была у худрука и любимая шапочка, которую Волчек ласково называла «гондошкой» и которая мало коррелировала с образом режиссера. Когда у худрука спрашивали, что у нее на голове, отвечала с любовью:  «Эта шапочка прикольная. Я ее увидела у Лены Яковлевой, попросила: «Купи мне такую же - чтобы обязательно с козырьком и ушами». А она тут же стащила со своей головы и отдала мне».

Яковлева заслужила славу «самой ветреной музы». Она единственная, кому удалось дважды уйти из «Современника» и дважды же вернуться. Много лет назад Елена решила поработать в Театре Ермоловой, где ей обещали лучшие роли. Волчек ужасно не хотела отпускать любимицу: эмоционально скандалила, швырялась зажигалками. И оказалась права. Лена не прижилась в другой труппе и через три года вернулась.

Красивым телом Елены Яковлевой «современница» восторгалась еще до «Интердевочки»
Красивым телом Елены Яковлевой «современница» восторгалась ещё до «Интердевочки»

Вскоре артистка получила главную роль в спектакле «Мурлин Мурло» про добрую провинциалку, оказавшуюся на помойке жизни. В 2011-м Елена ушла снова, да еще прихватила с собой мужа. По официальной версии - из-за невостребованности, потому что в «Современнике» ей перестали давать главные роли. Однако настоящая причина крылась... в Чулпан Хаматовой.

«Чулпан у вас у всех просто бревно в глазу. Таким бревном для женской части труппы когда-то была Неелова, потом - ты, теперь - Чулпан»,  - неистовствовала  Волчек. Демарш Яковлевой она называла «бесстыдством».

Однако через шесть лет, разочаровавшись в Хаматовой, Волчек сама позвонила Яковлевой и предложила вернуться в «Современник». Актриса согласилась.

В последние годы Галина Борисовна жила в закрытом коттеджном посёлке в Одинцовском районе Подмосковья. Этот особняк, московская квартира и сбережения (в сумме наследство оценивается в 50 млн руб) отойдут сыну Волчек - Денису Евстигнееву
В последние годы Галина Борисовна жила в закрытом коттеджном поселке в Одинцовском районе Подмосковья

Муза четвертая. Чулпан Хаматова

Волчек приглядела Хаматову еще в конце 90-х на одной из телепередач. Сама позвонила, пригласила на работу.

- Вы для меня - кот в мешке, - призналась она во время первой встречи.  Но не ошиблась. Их взаимоотношения были настолько теплыми, что Чулпан даже оставляла в кабинете худрука своего ребенка, пока репетировала очередную роль. «Чулпан интересна мне, потому что я вижу в ней сотворца», - то и дело хвалила новую музу Галина Борисовна.

Какое-то время в театре работали сразу три любимые женщины худрука, и та поставила для них «Трех сестер».

- Даже по психофизическим параметрам они как сестры - хрупкие, субтильные, не достигающие метра семидесяти. В их больших глазах - ожидание тревожного счастья, перемен... - напишет биограф Райкина.

Информация о том, что Чулпан Хаматова сменит Волчек на посту худрука «Современника», появлялась в СМИ постоянно. Но не случилось.

- Чулпан Хаматова? Нет, - отрезала Волчек в одном из последних интервью.

Между ними пробежала черная кошка. Дело в том, что Хаматова попросила у Волчек академический отпуск на сезон. Говорила, что по медицинским показателям, и заверила, что во время отсутствия не будет нигде сниматься и играть. Худрук пошла навстречу, однако едва за Чулпан закрылась дверь, как «доброжелатели» донесли, что Хаматова приступила к репетициям в куче других театров. На почве обиды Галина Борисовна разделила спектакли, где блистала ее муза. «Играем... Шиллера» отдала Яковлевой, попросив ту вернуться. А в знаковый «Двое на качелях», ко всеобщей неожиданности, ввела... Кристину Орбакайте, дочку своей близкой подруги Аллы Пугачевой.

Муза пятая. Алиса Фрейндлих

- Алисочка, любимая моя. Для меня Алиса - уникальное явление среди артистов. Не в плане талантов, а в плане человеческих проявлений: скромности, антизвездности, которая сейчас завоевала все реки и берега актерские, - нежно говорила о подруге Волчек.

Фрейндлих была для Волчек самым близким и любимым человеком. За долгие годы общения они переняли привычки друг у друга: одинаково курили, а еще спасались от депрессии, мастеря бижутерию из пуговиц.

Много лет назад Алиса Бруновна спасла «Вишневый сад» Волчек после того, как спектакль покинула Лаврова. Фрейндлих из Петербурга приезжала в Москву и играла Раневскую на сцене «Современника».

- Я безумно жалею, что Алисочка постоянно играет не в моем театре, - вздыхала Волчек.

Кто знает, может быть, это обстоятельство позволило двум женщинам сберечь трогательную и искреннюю дружбу на всю жизнь.


Мужчины Галины

  • С первым супругом и отцом единственного сына Дениса Евгением Евстигнеевым Волчек познакомилась на первом курсе Школы-студии МХАТ. Она уверяла, что влюбилась в плохо одетого провинциала из чувства протеста: захотела доказать всем, что этот «космический персонаж», вечно ходящий в нелепом плаще и одной и той же рубашке, - гений. На первые заработанные деньги Галя купила в комиссионке для Евстигнеева французский костюм, рубашку и ботинки. Женя тут же преобразился, а потом бросил ее ради актрисы Лилии Журкиной.
«Брак
Брак с Евстигнеевым длился девять лет
  • Волчек очень страдала. Но вскоре в ее жизнь вошел новый мужчина - Марк Абелев, профессор строительного института. Он красиво ухаживал: на все свои сбережения - почти 1000 рублей - вскоре после знакомства купил ей роскошную каракулевую шубу. Именно с Марком она почувствовала себя женщиной, которую любят и о которой нежно заботятся. Немудрено, что Волчек стала его женой и прожила с ним почти десять лет.
  • «В свое время Галя была безумно влюблена в актера Гену Печникова», - вспоминала вдова Игоря Кваши Татьяна Путиевская.

Но тем самым «заблуждением», о котором говорила сама Волчек, по словам Путиевской, стал не он, а женатый ученый-физик по имени Володя. От Абелева она к Владимиру и ушла. Волчек очень страдала, что ее возлюбленный так и не решился оставить жену ради нее, и признавалась в интервью:

- Однажды ему сказала: «Ты больше никогда меня не увидишь!» Он предпринимал попытки, но для меня уже все было кончено. Единственное, о чем я его предупредила напоследок: «Ты будешь до конца жизни мстить жене за то, что остался с ней». Люди, бывающие у них в доме, говорят, что так оно и вышло.



Источники фото: Борис Кудрявов, Руслан Вороной, из личного архива, кадр из фильма,Лариса Кудрявцева




Фрейндлих на глазах у всех врезала Гузеевой по лицу
«Алиса научила меня»: Басилашвили раскрыл рецепт долголетия, полученный от Фрейндлих