Муки и музы Эдварда Мунка

Увечье на руке художник прятал под чёрной перчаткой

Сегодня, 23 января, печальная дата для всего мира искусства. Прошло 79 лет, как не стало великого художника Эдварда Мунка. Мало кто знает, что всю жизнь он искал женщину, похожую на его тетю.

Несколько лет назад в Третьяковской галерее прошла  выставка всемирно известного норвежского живописца Эдварда Мунка. Тогда в Москву из Национального музея в Осло привезли 100 работ мастера, фотографии, мемориальные раритеты. Приехал и знаменитый «Крик». Для многих именно эта загадочная и пугающая картина - визитная карточка художника. Что же должно произойти с автором, чтобы он нарисовал такое?

Эта рыжеволосая женщина определенно вознамерилась свести его с ума. Матильда Ларсен - Тулла, как он ее называл. Дочь состоятельного виноторговца из Христиании (так назывался Осло с 1624 по 1877 год) очаровала 35-летнего Эдварда в 1898-м. Ларсен настойчиво хотела замуж, но у бедного Мунка, с детства боящегося всего на свете, с возрастом проявилась новая фобия: попасть под влияние женщины. Еще до встречи с Туллой художник с ужасом рассказывал о знакомом и его супруге: «Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из ее рук. Он прилип к ее груди - она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо». Мунк пишет картину «Вампир» - с впившейся в шею возлюбленного девушкой. У нее огненные волосы - как у Туллы.

У Эдварда с самого начала не заладилось с девушками. Первая любовь, с которой он лишился невинности, - Милли Таулов. Радоваться бы возмужанию, а он пишет полотно «Пепел», где изображает себя тяжелораненым, а Милли - поднимающейся, как феникс, из пепелища. На одном из графических вариантов оставляет фразу: «Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла».

Картина «Смерть Марата» (1907) отражает сложные отношения мастера с Туллой Ларсен (слева)

Как известно, все страхи из детства - Эдвард рос в отнюдь не расслабляющей атмосфере.

Отец Кристиан Мунк служил военным врачом, но при этом был фанатично религиозен. Вместо сказок рассказывал двоим сыновьям и трем дочкам про загробную жизнь, и дети были уверены, что вот-вот умрут. Позже Эдвард напишет «Автопортрет в аду»: мысленно он уже смирился, что ему уготовано место совсем не в раю.

- Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни, - писал Мунк на закате дней.

Мальчику было пять лет, когда от туберкулеза умерла его мать Лаура Катрина. Тот же недуг вскоре сразил и старшую сестру Софию. Мунк изобразит угасающую девочку на картине «Больной ребенок». Потрясенная произошедшим, сходит с ума младшая сестра Лаура. Заботу о детях взяла на себя сестра матери - добрая тетя Карен. Только рядом с ней Эдвард чувствовал себя в безопасности и всю жизнь искал похожую на нее женщину.

С жены друга, Дагни Юль, мастер писал «Мадонну» (1894). Красавицу, с которой у Эдварда был роман, убил один из воздыхателей

Пожирательница мужчин

Тулла была красавицей, но совсем не тетей Карен: с ней было страшно. Устраивая сцены ревности, она грозила, что умрет от передозировки морфия. Как-то явившийся на свидание Мунк застал такую картину: его возлюбленная, завернутая в саван, лежит в гробу, а вокруг горят поминальные свечи. Художник подошел ближе, и тут «покойница» чуть не задушила его в объятиях. А когда тот собирался удрать, пригрозила пистолетом. Завязалась возня. В пылу схватки Тулла прострелила Мунку средний палец на левой руке, который пришлось ампутировать.

Художник писал о неистовой пассии: «Тонкое и надменное лицо… обрамляющие его волосы подобны сиянию. Удивительная улыбка плотно закрытых губ напоминает мне об образе Мадонны и вызывает необъяснимое чувство тоски». Словесный портрет - точное воспроизведение картины «Мадонна», пять вариантов которой художник создал еще до знакомства с Туллой.

Позировала мастеру любовница, жена его близкого друга, польского писателя Станислава Пшыбышевского Дагни Юль. Барышню называли «пожирательницей мужчин»: в списке ее ухажеров значились многие. Но развязка наступила слишком быстро: в 33 года Дагни застрелил один из любовников. Трагедия произошла в номере грузинского «Гранд Отеля» на глазах у ее шестилетнего сына Зенона.

- Женщина в ее тотальной изменчивости это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание… Человек, сводящий с ума… - очередная сентенция Мунка о тех, кого он всю жизнь безуспешно пытался понять.

Гений и безумие

Вскоре в мир иной отошел отец художника. Подавленный чередой несчастий, искалеченный Мунк на полгода попадает в психиатрическую клинику с маниакально-депрессивным синдромом.

После лечения Эдвард продолжает работать с утроенной силой и даже получает стипендию для поездки в столицу Франции. Париж, правда, ему запомнился слабо - только тем, что «перед завтраком с кем-то выпивал, чтобы протрезветь, а потом пил, чтобы опьянеть».

В 1937-м нацисты включили Мунка в список «дегенеративных художников». Когда в апреле 1940-го немецкие войска вторглись в Норвегию, они пытались привлечь Мунка к сотрудничеству. Но не вышло. Ему велели убраться из дома, но он, запершись и замирая от ужаса, что за ним придут, продолжал писать.

Художник так боялся умереть молодым - и дожил до 80 лет. Его не стало 23 января 1944 года. Во вскрытой после смерти хозяина квартире обнаружили 1008 живописных полотен, 4443 рисунка, 15 391 гравюра, 378 литографий, 188 офортов, 148 резных деревянных досок, 143 литографических камня, 155 медных пластин, множество фотографий и дневников. Не оставив наследников, все произведения Эдвард Мунк завещал Осло, где в 1963 году открылся музей мастера.


Вопли психов и рев скотобойни

Самое знаменитое полотно Мунка входит в цикл «Фриз жизни» - серию на темы любви и смерти. Картину называют предвестником искусства XX века, поднимающего темы отчаянья, боли, одиночества, экологических бедствий. Сам художник говорил, что изобразил «крик природы»: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

Исследователи установили, где и при каких обстоятельствах Мунк мог пережить подобные чувства.


Украсть за 20 секунд

Существует четыре версии «Крика». Две картины хранятся в старом музее Мунка в Осло, одна - в Национальной галерее Норвегии, еще одна - в частной коллекции в США.

На родине на «Крик» покушались дважды. В 1994-м, когда в Лиллехаммере проходила зимняя Олимпиада, полотно вынесли из Национальной галереи буквально за 20 секунд, и все шутили, что вор действовал с олимпийской скоростью. После этого по залам расставили охранников, а вход в музей по строгости досмотра стал похож на вход в аэропорт.


Довела до самоубийства

Полотна Эдварда Мунка входят в черный список картин, приносящих несчастье.


Кстати