Александр Роу давно умер, но его сказки помнят, смотрят и любят по-прежнему. «Экспресс газета» рассказывает о том, как сложились судьбы молодых актеров из «Морозко», «Королевства кривых зеркал» и других сказок.
Наталья Седых («Морозко»)
Хрупкая, нежная, большеглазая — именно такой Александр Роу видел главную героиню сказки «Морозко» и утвердил на роль «самую маленькую советскую фигуристку». После триумфа сказки Наталья снялась в его же фильме «Огонь, вода и... медные трубы», сыграла еще тройку ролей. Но кинематографу предпочла балет — ради выступлений в Большом она забросила карьеру актрисы и фигурное катание и даже пожертвовала личной жизнью: после свадьбы с композитором Виктором Лебедевым супруги жили в разных городах. Гостевой брак продлился десять лет — мужчина не сумел сохранить Седых верность. В 90-х Наталья вернулась к профессии актрисы, сыграв несколько небольших ролей в кино и поступив на службу в театр «У Никитских ворот».
Инна Чурикова («Морозко»)
Взглянув на себя в образе Марфуши, Инна плакала: «Кто же меня теперь замуж возьмет!» В ближайшие после съемок «Морозко» годы ее ждали не самые завидные роли: в ТЮЗе она играла сказочных зверей и Бабу-ягу — в последнем образе ее и приметил Глеб Панфилов. Режиссер пригласил Чурикову в дебютную ленту «В огне брода нет», а после — навсегда в свою жизнь. Инна и Глеб, в 2018-м отметившие золотую свадьбу, известны не только как крепкий семейный, но и как плодотворный творческий союз — значимые роли Чурикова сыграла в картинах своего мужа. Супруги воспитали сына Ивана, ставшего ресторатором.
Татьяна Клюева («Варвара-краса, длинная коса»)
Съемки у Роу не стали для юной красавицы дебютом — до работы над сказкой она уже снималась в фильме Митты «Звонят, откройте дверь» и у Шерстобитова в «Аквалангах на дне». Нет сомнений, что Татьяна стала бы успешной в профессии, но она выбрала семью: ее судьба, моряк Дмитрий Гагин, появился на площадке фильма «Офицеры» — Клюева ушла за ним прямо с проб. Влюбленные поженились, стали родителями, переехали в Севастополь. Гагин большую часть времени находился в плаваниях, за маленьким сыном Яном нужен был глаз да глаз — Татьяна ушла из профессии. Решение далось ей тяжело, но не помешало стать счастливой женщиной. Супруги пережили отставку Дмитрия, инвалидность Татьяны, создали свой бизнес. В 2015 году экс-актриса стала президентом Императорского фонда сохранения исторического и культурного наследия в Севастополе и Крыму.
Алексей Катышев («Огонь, вода и... медные трубы»)
Добрый молодец со светлой внешностью исполнил две большие роли в фильмах Александра Артуровича — в «Огне...» и «Варваре-красе». Но желанная карьера для 20-летнего парня оказалась недостижимой: когда не стало Роу, режиссеры не проявляли к Алексею интереса — не помогали даже «сказочные» внешние данные. Катышев играл в эпизодах, работал водителем и... выпивал. Пагубная привычка рушила личную жизнь: Алексей стал мужем, трижды отцом, но то уходил из семьи, то возвращался домой. Катышева не стало в 2006 году: незадолго до смерти его избила компания выпивших молодых людей.
Людмила Мызникова («Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Чернобровую девицу Роу встретил в коридорах киностудии Довженко, когда уже отчаялся найти героиню на роль в «Вечерах на хуторе...». Съемки Людмиле дались непросто — сказывались и суровые погодные условия, и тоска по дому, — но остались приятным воспоминанием. После Оксаны и съемок в концерте «Когда идет снег» Мызникова отказывалась от ролей — ждала чего-то особенного. На экраны она вернулась только после 2006-го, мелькнув в четырех сериях «Возвращения Мухтара». Большую часть жизни Мызникова посвятила театральной деятельности: киевский ТЮЗ, завотделом Театрального музея Киево-Печерской лавры и, наконец, духовный театр «Мистериум», где Людмила выступала вместе с мужем Олегом Белинским.
Сестры Юкины («Королевство кривых зеркал»)
Сказочные Оля и Яло, реальные — Ольга и Татьяна Юкины. Как и на экране, сестры-близнецы были отражением друг друга и практически не расставались. После «Королевства кривых зеркал» Юкины снялись в эпизоде еще одной сказки Роу, окончили школу, поступили в машиностроительный техникум, выскочили замуж к 20 годам. Устроились на зависть окружающим в «Интурист» — тоже вместе. Поездки за границу, редкие для советского человека вещицы и сытая жизнь закончились, когда в «Интурист» пришли другие хозяева. Уволенным сестрам пришлось распродавать технику и одежду, работать за копейки в военкомате — в их жизни появился алкоголь. В 2005-м после перенесенного инсульта не стало Ольги — сестра пережила ее на шесть лет.
Эдуард Изотов («Морозко»)
Иванушка из «Морозко» влюбил в себя партнершу по съемкам, юную Наташу Седых. Но чувства, к сожалению девушки, оказались безответными — Эдуард предпочел ей другую актрису фильмов Роу, Ингу Будкевич. Второй супругой артиста стала Ирина Ладыженская — вместе с ней Эдуард в 80-х попал за решетку. Мужа и жену задержали за «валютные махинации» (обмен небольшой суммы долларов) и приговорили к трем годам заключения. Случившееся поставило крест на здоровье и карьере Изотова: после освобождения он сыграл лишь три роли (против двух-трех десятков до этого), перенес пять инсультов, множество операций. Под конец жизни Эдуард практически не узнавал близких и не говорил. Скончался в 2003-м после полугода в психоневрологическом пансионате.
Валентина Сорогожская («Василиса Прекрасная»)
Еще одна счастливая случайность в работе Александра Роу: девушку с яркой славянской внешностью некто из съемочной группы встретил на улице. На тот момент домохозяйку удалось уговорить на съемки — сказка удалась, но фильмография Валентины не слишком обогатилась. Сорогожская ушла из кино после ленты «Шел солдат с фронта» — на таком решении настоял ревнивый супруг, посчитавший, что его женщина должна заниматься домом, а не лицедействовать. Валентина родила трех детей, развелась, вновь вышла замуж — за артиста Евгения Тетерина. Мужчины не стало в 1987-м, любящая супруга ушла из жизни вслед за ним — год спустя.
Источники фото: кадр из фильма, кадр из программы, скриншот YouTube, соцсети, Борис Кудрявов