Екатерина Фурцева: как министр культуры СССР ломала судьбы артистов

Екатерина-Фурцева
Екатерина Фурцева
7 декабря Екатерина Фурцева отметила бы свой день рождения. Не секрет, что она отличалась крутым нравом.

Выставки Рериха, Леже и Шагала, гастроли Ла Скала в Большом, недели зарубежного кино и так далее и тому подобное — заслуги Фурцевой как министра культуры неоспоримы. Но не менее внушительный список составляют имена артистов, которым «Екатерина Третья», как именовали женщину за крутой нрав, вставляла палки в колеса — чаще всего из-за личной неприязни.

Как Екатерина Фурцева мешала советским артистам? Несколько историй вспоминает «Экспресс газета».

Ролан Быков

В начале 70-х во МХАТе ставили «Медную бабушку» по Зорину. Режиссер Михаил Козаков увидел Александра Пушкина в Ролане Быкове, хотя на ключевого персонажа пробовались и другие талантливые актеры: Пеньков, Даль, Кайдановский. Увы, Фурцева мнение Козакова не разделяла — по ее словам, Быков выглядел низкорослым и неказистым для роли великого поэта, хотя, к слову, был даже чуть выше Александра Сергеевича. От хлестких слов в адрес артиста перешли к критике постановки в целом — как итог, запретили «Медную бабушку». Спустя пять лет Олег Ефремов все же отстоял право на спектакль, но Ролана Антоновича в нем уже не было. Удар сломленный Быков переживал тяжело — супруга Елена Санаева даже опасалась за жизнь мужа, который потерял сон и думал о смерти.

Ролан-Быков
Ролан Быков 

Эдуард Стрельцов

В 1958 году нападающий был осужден за изнасилование 20-летней девушки. Стрельцова приговорили к 12 годам годам строгого режима. Футболист освободился досрочно и вернулся в спорт. Но случившееся с ним обсуждалось еще долго: близкие Эдуарда Анатольевича не верили в его причастность к преступлению, а в качестве объяснения называли месть Фурцевой, занимавшей на тот момент должность секретаря ЦК. Как писал в своей книге Александр Нилин, на балу в честь олимпийцев Фурцева попыталась сосватать Стрельцову свою дочь, на что спортсмен в нелестных формулировках ответил отказом. Отношения с властной женщиной были разрушены. «Про Фурцеву мне и сам Эдик говорил — в ней видел он одну из виновниц происшедшего с ним», — сообщал Нилин.

Лев Дуров

Актера и режиссера Фурцева лишила «большого куска творческой жизни», без ясных причин запретив постановку по Чехову «Три сестры», — зрители увидели лишь 33 спектакля. А в ответ на мольбы актрис коротко бросила фразу о дурном воспитании в театре. Льву Константиновичу пришлось еще раз предстать в роли просителя перед министром культуры — Дуров пытался защитить работу режиссера Анатолия Эфроса, но вновь получил отказ.

«Мы подошли к ней на каком-то приеме, а она только повторяла: «Право, я об этом ничего не знаю! Ну давайте жить дружно!» — говорил он в одном из интервью. — Это «давайте жить дружно!» я от нее слышал еще не раз и понял, что это маска, которой она прикрывалась, чтобы уйти от конфликта... Поэтому мне очень горько, когда в последнее время я замечаю, что ее пытаются представить такой... ангелоподобной».

Лев-Дуров
Лев Дуров 

Клавдия Шульженко

Когда Екатерина Алексеевна пришла к власти как «главнокомандующая изящных искусств», Шульженко уже была всенародно любимой исполнительницей. Но в число ее поклонников министр не вошла — по словам Фурцевой, Клавдия Ивановна слишком много пела о любви и мало — о Родине. На замечание артистка отреагировала резко, мол, с репертуаром она в силах разобраться сама. «Холодная война» между женщинами продолжилась: певица выходила на сцену — министр демонстративно покидала зал; Фурцева приглашала Шульженко на личную встречу и нарочно держала в приемной. Противостояние с политическим деятелем закончилось для певицы материальными потерями: ее вычеркнули из очереди на квартиру и сократили пенсию до минимума.

Клавдия-Шульженко
Клавдия Шульженко 

Марк Горелик

Конферансье и отцу певицы Лолиты «всего-то» урезали часть репертуара, запретив исполнять еврейские песни. Как вспоминала его супруга, для Горелика это стало больной темой. Марк Львович давления не испугался и в своих выступлениях позволял себе даже шутить над внешним видом работников обкома. Конечно, Фурцева лично не запрещала выступления артиста в стране, но с ее подачи ограничения сверху продолжились. «Корректура» творчества надоела Горелику — он уехал в Израиль. Жена Алла Никифорова за ним не последовала и вскоре была уволена из «Укрконцерта» — в ней увидели потенциальный культурный позор.

«Мне было 29 лет, когда я осталась с Лолой одна. К сожалению, чем занимался последующие три года отец Лолы, я не знаю. Мы не имели права переписываться. Знаю лишь, что там его творческая судьба не сложилась и через три с половиной года он умер от воспаления почек», — поведала журналистам мать Лолиты.

Впрочем, если артист добивался расположения Фурцевой, министр становилась его покровителем. По словам Евтушенко, именно она заставила председателя радиокомитета транслировать песню «Хотят ли русские войны» Марка Бернеса — композицию ранее называли деморализующей дух советских воинов. Повлияла Екатерина Алексеевна и на судьбу фильма «Кавказская пленница», где Этуш сыграл Саахова. Загвоздка в том, что парторгом «Мосфильма» в те годы был товарищ Саков — из-за сходства фамилий ленту требовали переозвучить. «Фурцева схватила телефон, связалась с директором студии: «Это что за идиотство?» — вспоминал Юрий Никулин. — Тот ей ответил: «Что вы, что вы, никто и не ставил так вопрос, видимо, какое-то недоразумение, фильм уже готов и скоро выйдет на экраны».



Источник фото: Legion-media,Черединцев Валентин/Фотохроника ТАСС




Лев Дуров: «Мою ширинку крупным планом не снимали. Только лицо»
Екатерина Фурцева: как министр культуры СССР ломала судьбы артистов