Тайна псевдонима: как ученый Игорь Можейко стал писателем Киром Булычёвым
Свои первые фантастические истории востоковед Игорь Всеволодович Можейко начал придумывать еще в 60-х для своей дочери Алисы. О том, что доктор исторических наук занимается «несерьезной» литературой, стало известно в 1982-м, когда Киру Булычеву присудили Государственную премию.
В Институте востоковедения Академии наук СССР тогда случилось настоящее ЧП. Позднее Игорь Всеволодович признавался, что скрывал свое настоящее имя, поскольку боялся увольнения.
Несерьезная писанина
Была еще одна причина почему Игорь Можейко подписывал свои произведения под псевдонимами, которых у него было очень много: Сара Фан, Иван Шлагбаум, Иван Всеволодов, Игорь Лесорубник…
Дело в том, что защитив в 1962-м диссертацию, он поступил на работу в Институт востоковедения Академии наук СССР.
Позже ученый сам над собой смеялся, что больше 40 лет просидел в одной комнатке. И очень боялся: если в институте узнают, что он пишет фантастику, то обвинят - сказки пишет, а на партийные собрания не ходит.
Но скандал случился все равно. В 1982 году Кир Булычев стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна третьей планеты». Об этом вышла заметка в газете «Правда».
В институте все забегали и заволновались, дело дошло до тогдашнего директора Евгения Максимовича Примакова, ставшего в 1996-м министром иностранных дел, а затем и председателем российского правительства. Тогда же, в 82-м, особо ретивые сотрудники института прибежали к Примакову, гневно потрясая газетой и возмущаясь, что советский ученый не имеет права заниматься такой несерьезной писаниной. На что директор поинтересовался, выполняет ли Можейко план. И услышав утвердительный ответ, спокойно произнес: «Пусть и дальше работает».
Восток – дело тонкое
В институт иностранных языков имени Мориса Тореза Игорь Можейко поступил благодаря Иосифу Сталину.
В 1952-м вождь выбрал пять школьников-отличников, которых пригласили на учебу в институт на переводческий факультет. Среди них оказался и Можейко, которого после получения диплома в 57-м направили в Бирму работать переводчиком на стройке.
В Бирму (сейчас это Мьянма) Игорь опять попал в числе избранных: со всего курса отобрали шестерых самых талантливых и женатых выпускников.
Эта восточная страна произвела сильнейшее впечатление на молодого человека. О Бирме ученый говорил, что это его любовь. За два года жизни на Востоке Игорь Всеволодович пошел по карьерной лестнице, ему прочили блестящее будущее, он мог стать дипломатом, так как со стройки перешел работать в посольство, был даже советником.
Но для такой серьезной должности требовалось вступить в партию. Он не хотел, да и наука его интересовала гораздо сильнее, чем дипломатия. Поэтому вернувшись на Родину, он поступил в аспирантуру Института востоковедения, а в 65-м защитил кандидатскую диссертацию. Много писал научных статей для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня».
ЧП районного масштаба
А вот свой первый фантастический рассказ Можейко опубликовал случайно. С 1961 года в нашей стране издается литературный альманах «Искатели», в котором печатаются фантастика, приключения и детективы.
В 1967 году во время подготовки второго номера журнала случилось ЧП. Издание уже было готово к передаче в типографию, когда редколлегия забраковала фантастический рассказ одного иностранного автора. Но самым страшным было то, что обложка «Искателей» как раз иллюстрировала этот рассказ: на стуле стояла банка, в которой сидел маленький динозавр. И обложку уже напечатали.
Выпускать журнал с таким рисунком и без объяснений было невозможно. И тогда среди коллег бросили клич: за ночь попытаться написать фантастический рассказ к «динозавру в банке», по итогам голосования лучшее произведение тут же напечатают в номере.
В конкурсе принял участие и востоковед Игорь Можейко, чей рассказ «Когда вымерли динозавры?» стал лучшим. Но тут появилась новая проблема: печататься ученому под настоящей фамилией показалось неудобным. И тогда Игорь Всеволодович придумал себе псевдоним. Он взял имя Кир в честь любимой жены Киры Алексеевны и девичью фамилию матери Марии Михайловны Булычевой. Так был напечатан первый рассказ Кира Булычева, который стал одним из самых популярных советских фантастов.
В 1960 году у Игоря Всеволодовича и Киры Алексеевны родилась дочь. Стоит сказать, что молодые родители не мучились с выбором имени для новорожденной, так как точно знали: девочку назовут Алисой.
Дело в том, что одной из любимых книг Можейко была «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Еще учась в инязе, Игорь вместе с другом решил перевести сказку на русский язык и отправился с деловым предложением в детское издательство, в котором студентам-переводчикам дали категорический отказ. Ни редактор издательства, ни молодые люди даже не догадывались, что в нашей стране первая книга на русском языке появилась еще в 1879 году, через 14 лет после первой публикации «Алисы», и называлась «Соня в царстве дива».
И если с переводом у Можейко не получилось, то дочери имя Алиса он дал без раздумий. А в скором времени появилась и другая Алиса - Селезнева, девочка из XXI века.
Считается, что Булычев списал «девочку, с которой ничего не случится» со своей дочери, но это не так. Алисы не похожи ни внешне, ни по характеру. Единственное, школьница из будущего была названа в честь дочери писателя, а ее родители носили те же имена, что мама и папа Алисы. Космозоолог Игорь Селезнев (Игорь Всеволодович Можейко) и известный архитектор солнечной системы Кира Селезнева (Кира Алексеевна Сошинская, кстати, архитектор по образованию).
После премьеры в 1985 году фильма «Гостья из будущего» Алиса Селезнева стала настолько популярной, что новорожденных девочек называли в честь главной героини, а в издательстве от писателя требовали новых рассказов про Алису.
А ведь мало кто знает, что помимо научных работ Игорь Всеволодович писал прекрасные стихи, был одним из лучших литературных переводчиков в стране. Благодаря ему в Союзе смогли читать таких иностранных авторов, как Айзек Азимов, Хорхе Луис Борхес, Артур Кларк, Жорж Сименон и других. Помимо приключений Алисы, Кир Булычев писал много и других произведений, в том числе и для взрослых людей.