Как по правде закалялась сталь для легендарного бестселлера Николая Островского

Кадр из фильма «Павел Корчагин»
Кадр из фильма «Павел Корчагин»
90 лет назад в апрельском номере журнала «Молодая гвардия» началась публикация романа обездвиженного и слепого писателя

Даже те, кто не читал книгу, на которой выросло не одно поколение советских людей, знают эти слова:

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…».

Роман стал бестселлером сразу после появления. Многие читатели были недовольны отсутствием хэппи энда, слишком тяжелой судьбой главного героя Павки Корчагина. Скоро публика узнала, что Островский писал о себе. Но так ли это?

Рожденный революцией?

Кадр из фильма «Как закалялась сталь» 1973 г. с В. Конкиным в главной роли.
Кадр из фильма «Как закалялась сталь» 1973 г. с В. Конкиным в главной роли 

Итак, в 1917 году Островскому было 13 лет. Несмотря на столь юный возраст, он стал революционером-подпольщиком, в 1919 году вступил в комсомол и пошел на фронт. Служил в дивизии Котовского, о чем позже написал свою первую книгу – «Повесть о “котовцах”», которая была утеряна. Воевал и в армии Буденного.

Официальная биография сообщала, что Островский происходил из самых низов, был вынужден тяжело работать с 12 лет, этим и объясняется его революционный фанатизм. Однако документально не подтверждается ни его низкое происхождение, ни участие в Гражданской войне. Его отцом был кадровый военный, унтер-офицер, который выгодно женился, держал питейные заведения, но разорился с введением сухого закона во время Первой мировой. Детям пришлось работать.

Да и книжку о котовцах, якобы утерянную, Островский, скорее всего, никогда и не писал. В его переписке конца 1920-х говорится о решении начать «Как закалялась сталь» как о первом опыте писательства, попытке остаться в строю и даже в болезни приносить пользу обществу.

В биографии автора много нестыковок. Реальная судьба Островского переплелась в умах с биографией героя романа Павки Корчагина так, что разделить их сложно. Трудно понять, как можно за короткий период столько повоевать, поработать, поучиться, прочесть книг.

Островский был секретарем комсомольских организаций, строил узкоколейку под Киевом, неистово и безжалостно боролся с врагами революции – выводя на чистую воду бывших буржуев, приспособившихся к советской власти, «вычисляя» их даже среди соседей по коммуналкам. И все это на фоне начавшейся с 16 лет тяжелой болезни.

У Николая болели суставы, порою так, что одна нога не сгибалась вообще. В 1920 году на фронте он был тяжело ранен в голову и живот, после чего начало резко падать зрение. Есть версия, что Островский пытался застрелиться, когда узнал о том, что его болезнь неизлечима, но остался жив.

Болезнь усугубилась перенесенным в 1922 году тифом. В 1924 году друзья добились, что Наркомздрав направил молодого коммуниста на лечение в центральные институты, в Харьков, а затем и в Москву, однако врачи долго не могли поставить диагноз. А болезнь все прогрессировала.

Николай-Алексеевич-Островский
Николай Алексеевич Островский 

Считалось, что Островский умер от рассеянного склероза. По мнению современных врачей, это было тяжелое генетическое заболевание – болезнь Бехтерева, вызывающая постепенное окостенение суставов, сопровождавшееся страшными болями и отказом внутренних органов. Недугу чаще подвержены мужчины 20-40 лет.

Женщины Островского

В.В. Махотин «Н. Островский с женой Р.П. Островской»
В.В. Махотин «Н. Островский с женой Р.П. Островской» 

Островский, красивый молодой человек, хороший рассказчик, несмотря на болезнь, не был аскетом и, надо сказать, вызывал интерес у женщин. Первой любовью Островского была Люся Беренфус, дочь главврача санатория. Эти романтические отношения подтверждены их откровенной перепиской. Юношеские чувства ни во что не вылились якобы по той причине, что они происходили из разных слоев общества.

Следующей любовью Николая была буфетчица Тося Городецкая, но Николай решил, что они не пара. В 1926 году он влюбился в Марту Пури, сотрудницу газеты «Правда». Она не ответила ему взаимностью, зато посоветовала стать писателем.

Незадолго до того, как превратиться уже окончательно в лежачего больного, Островский в Новороссийске знакомится с Раисой Порфирьевной Мацюк, своей будущей женой. В романе она выведена как Тая Кюцам – фамилия- перевертыш. После смерти Островского Раиса Порфирьевна возглавила московский музей, посвященный супругу, и … вышла замуж за его старшего брата Дмитрия.

Гвозди б делать из этих людей

С 23 лет Островский – лежачий больной, который практически обездвижен. Пока глаза хоть что-то видели – он читал. И начал писать. Годы бурной революционной молодости просились на бумагу. А что еще делать человеку бушующей энергии, жажды действий, который прикован к постели? Когда Николай приступил к роману «Как закалялась сталь», правый глаз, по его собственным словам, не видел на 98%, а левый – на 85. Руки пока работали, но писал Островский с трудом. Он изобрел приспособление, названное «транспарант»: в верхней крышке картонной папки были сделаны прорези-линейки, которые направляли руку. Правда, буквы наезжали друг на друга, и расшифровывать написанное родным и близким было крайне сложно. Островский же гордился тем, что записывает книгу сам.

«Писатель
Писатель А. Серафимович у постели Н. Островского 

Первую часть рукописи романа «Как закалялась сталь» отправили в редакцию «Молодой гвардии», откуда пришел отказ на публикацию. Друзья настояли на второй попытке, и писатель М. Колосов и главный редактор журнала А. Караваева взялись за редактуру книги и ее издание. Есть версия, что они-то и написали роман. В действительности, в рукописях присутствуют почерки 19 разных людей. Среди них, к примеру, – маститый советский писатель А. Серафимович, автор «Железного потока». Никто и не отрицал, что, когда у Островского отказали руки, за ним записывали добровольные помощники. Так что не стоит сомневаться в его авторстве.

Главный герой книги Островского – Павка Корчагин – «человек из железобетона» – отличается слепой ненавистью ко всему, что не соответствует линии коммунистической партии. В начале 1930-х многим людям это было близко. Роман приобрел бешеную популярность, и не только в СССР, но и во всем мире. Власть также признала талант Островского, наградила его орденом, выделила квартиру на улице Горького в Москве (ныне Тверская, 14), машину, дом в Сочи. Там писатель закончил вторую часть романа, отвечал на сотни писем читателей, начал работать над новой книгой - «Рожденные бурей».

Он умер в Москве в 1936 году в возрасте 32 лет. Вся его жизнь – фанатичная борьба за коммунистическую идею и противостояние страшной болезни. И уж точно ему не было стыдно за бесцельно прожитые годы.

«Издания
Издания романа на разных языках 


Источник фото: кадр из фильма,museumpreod.livejournal.com




Нынешние любовники 85-летней Аманды Лир годятся ей в правнуки
Едва не сломал карьеру Гурченко, изменял женам, старшую дочь записал на себя перед смертью: сердечные тайны Василия Шукшина