Роковая роль Вивьен Ли: съемки в «Трамвае «Желание» довели актрису до безумия

Вивьен Ли

5 ноября исполняется 109 лет прославленной актрисе Вивьен Ли. Она прославилась благодаря картине «Унесенные ветром». Но, говорят, работа в фильме «Трамвай »Желание" подкосила здоровье актрисы.

Чужая из Лондона

Фильм «Трамвай »Желание« режиссер Элиа Казан снял в 1951 году по одноименной пьесе Теннесси Уильямса. Картина признана классикой мирового кинематографа, она входит во всевозможные списки лучших фильмов всех времен и народов и остается одной из двух кинолент, получивших три »Оскара" за актерскую игру за всю историю вручения премии.

Этот фильм стал знаковым для исполнительницы роли Бланш Вивьен Ли. Актриса, которая всю жизнь переживала, что из-за необыкновенной красоты не воспринимается всерьез, продемонстрировала, по мнению критиков, одно из самых доскональных перевоплощений. Эта роль принесла ей славу величайшей актрисы и свела с ума.

Пьеса, которую Теннесси Уильямс дописал в 1946 году и показал друзьям под названием «Покерная ночь», была вторым успешным произведением в его карьере. Премьера в бродвейском театре «Этель Берримор» произвела настоящий фурор. Главных героев, Стэнли Ковальски и Бланш, сыграли 23-летний Марлон Брандо и 38-летняя Джессика Тэнди.

Голливуд не мог пройти мимо блестящей драматической истории. Известно, что экранизировать «Трамвай »Желание" собирался Уильям Уайлер, он намеревался пригласить на роль Бланш Бетт Дейвис. Затем предложение повторить театральный успех на экране было сделано Джессике Тэнди. На Вивьен Ли, которая играла главную роль в лондонской постановке пьесы, создатели фильма остановились, поскольку ее имя обещало хорошую кассу. Ее партнерами стали Марлон Брандо, Ким Хантер и Карл Молден. Режиссера Элиа Казана уговорил участвовать в проекте сам Теннесси Уильямс.

Английская красавица Вивьен Ли признавалась позднее, что чувствовала себя чужой в компании нью-йоркских театральных актеров. А режиссер усиливал и подчеркивал ее ощущения, чтобы показать на экране медленно подступающее безумие героини Ли. Эти ощущения наложились на проблемы с психикой, которые преследовали актрису в то время. После съемок она перестала отличать свою жизнь от истории Бланш. Эта роль привела ее к безумию и ранней смерти.

Вивьен Ли и Марлон Брандо в фильме «Трамвай «Желание» 

Любовь без памяти

Проблемы главной героини пьесы Уильямса были хорошо знакомы исполнительнице этой роли. Весной 1945 года, во время съемок фильма «Цезарь и Клеопатра», Вивьен Ли узнала, что ждет ребенка. Однако беременность окончилась выкидышем, после которого любимица миллионов впала в тяжелейшую депрессию. Расстройство психики вылилось в маниакальные приступы, актриса впадала то в агрессию, то в гиперактивность. Окружающих шокировала ее сексуальная расторможенность в такие моменты. Когда психоз проходил, она возвращалась к своему нормальному состоянию и не помнила о том, что произошло. И в письменной форме извинялась перед своими знакомыми за собственное предосудительное поведение.

Со временем состояние звезды ухудшалось, припадки становились все чаще, а светлые промежутки между ними - все короче. Каждая ссора с любимым мужем Лоуренсом Оливье уводила Вивьен Ли все дальше к безумию. Тяжело переживая происходящее, Вивьен Ли согласилась на бесчеловечные сеансы электрошоковой терапии - единственное средство, которое на тот момент могла предложить медицина.

К несчастью, лечение приносило только временное облегчение. Да и актриса не особо прислушивалась к рекомендациям врачей, считая, что ей нужна только любовь мужа. Она не оставляла надежды родить Лоуренсу Оливье ребенка, но все попытки заканчивались выкидышами.

Гениальное безумие

В перерывах между помутнениями Вивьен Ли снималась в фильмах и выступала в театре. Каждая ее работа признавалась гениальной и вызывала восторги зрителей и критиков. А вот в личной жизни успехов не было. Приступы становились все чаще и продолжительнее, репортеры смаковали «странности» актрисы и обсуждали ее душевное здоровье, а Оливье в конце концов отчаялся и подал на развод.

Вивьен Ли выходила на сцену до самого последнего дня, находя единственную отраду в искусстве. Врачи настаивали на завершении ее актерской карьеры, указывая на то, что сценические перевоплощения могут негативно сказываться на психике, однако она никого не слушала. Если приступ заставал ее на съемках или подмостках, она называла партнеров именем своего ушедшего мужа. За несколько дней до кончины Вивьен Ли пропала из дома. Подруга нашла ее сидящей в парке на скамейке. Актриса прижимала к груди свои украшения, баюкала их, словно ребенка, и безутешно плакала.

Уже после смерти Вивьен Ли выяснилось, что психическое расстройство вызывало лекарство, назначенное ей от туберкулеза.