Красною кистью рябина зажглась: роковая осень для семьи Цветаевых
Мамина осень
Детство Марины было безоблачным – «лучше сказки», как она сама писала. И оно осталось бы таким, если бы осенью 1905 года мама Мария Александровна, вернувшись в Россию, вновь не заболела туберкулезом. В свое время болезнь отступила в санаториях Италии, где ради мамы всей семьей жили с 1902 года. В этот раз спасти Марию Александровну не удалось, и в 1906 году Цветаевы осиротели. Взрослела Марина трудно: ее свободомыслие не позволяло ей без проблем окончить обучение, она постоянно меняла гимназии, даже выезжала на учебу за границу. Благо, что капитал отца позволял ей путешествовать.
Осень первых стихов
Первый сборник стихов Марины «Вечерний альбом» вышел осенью 1910 года. Эта книга стала самой важной: ее заметили знаменитые поэты и литературные критики – Максимилиан Волошин, Николай Гумилев и Валерий Брюсов. В 1911 году, посетив по приглашению Волошина его крымский «Дом поэтов», она познакомилась с будущим супругом Сергеем Эфроном. Свадьба состоялась через полгода после знакомства.
Осень Ивана Цветаева
В сентябре 1913 года скончался отец Марины, и это стало невосполнимой утратой. Иван Владимирович был душой семьи. Он был не последним человеком в ученом мире России: археологом, профессором московского университета. Он стал создателем, а потом и первым директором Музея изящных искусств, который в наши дни носит имя Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.
Осень первой катастрофы
Еще через год, в октябре 1914-го, Цветаева бросила мужа ради переводчицы Софии Парнок. Она ушла из семьи на два года. Впоследствии Сергей простил ее, и семья воссоединилась. За это время родился сборник стихов «Подруга», посвященный любовнице. После окончания этих отношений сама Марина назвала их первой катастрофой в ее жизни.
Осень Ариадны
Первая дочь Аля (Ариадна) родилась у Марины тоже осенью – 18 сентября 1912 года. Ее судьба сложилась тяжело, даже жестоко. В глубоком детстве она чуть не умерла в приюте, где ее оставила Цветаева. Когда мать вернулась навестить дочерей, Аля была в критическом состоянии: брюшной тиф, сыпной тиф, грипп, еще что-то – девочка практически умирала. Мать унесла ее оттуда в одеяле, оставив младшую дочь в приюте, где та вскоре умерла от истощения. В 1922 году Але посчастливилось выехать за границу вместе с матерью и братом.
Но тоска по Родине и сочувствие пришедшему в Россию большевистскому строю заставили ее примкнуть к «Союзу возвращенцев» и в 1937 году вернуться в Москву. Это стало роковой ошибкой для Эфронов-Цветаевых. Когда семья в полном составе в 1939 году перебралась в СССР, Ариадну арестовали и под пытками заставили оклеветать отца. Позже она провела восемь лет в лагерях.
Отказавшись быть «стукачкой», Аля была на грани смерти. Спас ее Самуил Гуревич, агент НКВД, гражданский муж. Конечно, вызволить ее не удалось, но он хотя бы добился перевода в другой лагерь. В 1948 году Ариадну освободили, но через год случился новый арест с теперь уже пожизненной ссылкой. Реабилитировали ее только в 1955 году. Пока Аля была в лагерях, на фронте в 1944 году погиб ее 19-летний брат Георгий, служивший в штрафбате как сын предателя.
Осень Сергея Эфрона
Муж Цветаевой родился 11 октября 1893 года. Влюбленный в Марину, он прощал все ее приключения и измены. Страдал, хотел развестись, жаловался дочери и друзьям, но каждый раз оставлял эту затею. Вслед за Ариадной в октябре 1937 года он бежал в СССР, обвиненный в заказном убийстве. Его тоже арестовали, пытками довели до полусумасшедшего состояния и в 1941 году 16 октября расстреляли как шпиона в рамках «разгрузки» тюрем прифронтовой зоны Москвы. Несмотря на слабое физическое и психическое здоровье, Сергей так и не свидетельствовал против своих соратников из «Союза возвращения» и отказался дать любые показания против своей жены. Он так и не узнал, что его жена покончила с собой, но в галлюцинациях его последних дней она была мертва.
Осень Марины Цветаевой
Марина всю свою жизнь была мятущейся натурой. Выросшая в обеспеченной семье, она не была приспособлена ни к быту, ни к семейной жизни. Будучи талантливой переводчицей и поэтом, она не умела найти себе достойного применения. Ее романтической натуре чужда была практическая составляющая. А во времена кровавых перемен в жизни целой страны это отсутствие деловой жилки стало роковым для всей семьи. Она тратила редко появляющиеся деньги на то, без чего можно было обойтись. Приоритеты в ее жизни часто были перекошены. Свое личное она ставила выше, чем интересы кого бы то ни было, включая самых близких. И даже при всем том, что она нежно ухаживала за больным мужем, при том, что она боролась за хорошее образование и воспитание сына, ей не удавалось посвятить себя этому полностью.
Постоянные влюбленности Марины не добавляли больному мужу покоя, который был ему необходим, а сын, наблюдая приключения матери, презирал ее за интрижки, прилюдно хамил, вел себя вызывающе, незадолго до ее смерти называл страшной деревенской старухой.
Источник фото: wikipedia.org
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов