Казалось, Ия Нинидзе, сыгравшая в фильме главную роль, и в жизни такая — легкая, беззаботно порхающая, не знающая бед и поражений, с постоянной улыбкой на милом детском личике. Однако судьба приготовила для этой «русской Одри Хепберн» нешуточные испытания и потери. 8 сентября неподражаемая «мадемуазель Нитуш» из любимого всеми фильма отмечает свой день рождения.
На первые роли пришлось уговаривать
Маленькая Ия больше всего на свете любила танцевать. Поэтому, когда знаменитый режиссер Георгий Данелия выделил ее из всех учениц балетной студии и пригласил сниматься в кино, своенравная девочка буркнула: «Не хочу». Ее пришлось долго уговаривать — она не собиралась тратить время на «это дурацкое кино» в ущерб обожаемым танцам.
И все же Ию уговорили. Она исполнила одну из ролей в картине «Не горюй!». Прошло четыре года, Ия уже училась в хореографическом училище, как вдруг история повторилась. Ее остановила на лестнице какая-то тетенька и снова пригласила сниматься — снова у Данелии, в мюзикле «Мелодии Верийского квартала».
И опять непокорная девчонка до последнего сопротивлялась, согласилась лишь, когда поняла: никто не лишает ее возможности танцевать, весь фильм построен на танцах и песнях!
Пробы с Боярским, съемки с Мироновым
Ию Нинидзе заметил в «Мелодиях Верийского квартала» режиссер Леонид Квинихидзе. Легкая, озорная, наивная и открытая девочка была готовой Денизой — воспитанницей монастыря, выполняющей строгие требования, но мечтающей о блеске сцены. Роль понравилась подросшей Ие, она чувствовала себя так, будто не играет, а живет своей жизнью, — так же легко, как дышит.
Поначалу в роли жениха Денизы планировалось снимать Михаила Боярского, и пробы Нинидзе проходила именно с ним. Но Боярского утвердили на роль в фильме «Старший сын». Тогда его заменили известным певцом Сергеем Захаровым.
«Небесные ласточки» снимали почти год, и почти все это время артисты провели в Ялте, в Никитском ботаническом саду был устроен «пансион» для воспитанниц. Ие в тот момент не было и 15 лет, с ней на съемках постоянно была мама — готовила еду на электроплитке и пыталась накормить дочку, но та настолько полно отдавалась съемкам, что не могла ничего проглотить.
Мама расстраивалась, и тогда на помощь приходил «дядя Андрюша» — Андрей Миронов. Он чуть ли не насильно кормил свою юную партнершу, ворча:
«Какая тощая, кошмар, и с ней я должен играть любовь!»
Ия в отместку громко называла его «дядей Андрюшей», чего он не терпел, особенно в присутствии красивых артисток, снимавшихся в кордебалете.
Интересно, что Ия Нинидзе не смогла озвучить свою героиню в «Небесных ласточках» — помешал явный грузинский акцент. За Денизу в картине говорит и поет Елена Дриацкая — та самая актриса, которая сыграла в фильме подругу Денизы, блондинку в очках. Не своим голосом разговаривает и Сергей Захаров — сам он только поет, а говорит за него Олег Басилашвили.
Измены, дети, любовь
Ия Нинидзе трижды выходила замуж. Ее первым супругом стал сын известной грузинской актрисы Софико Чиаурели и режиссера, актера Георгия Шенгелая, Нико Шенгелая. Ие было всего 16, когда он сделал ей предложение.
Они поженились. Через некоторое время Ия забеременела, но муж потребовал сделать аборт. Она послушалась — а потом узнала, что у Нико есть вторая семья, и любовница должна вот-вот родить. Конечно, после такого предательства их союз распался.
Уже закалившаяся в житейских неурядицах, повзрослевшая Ия стала женой во второй раз — она вышла замуж за актера Сергея Максачева. У них родился сын Георгий, но семья не выдержала испытания расстоянием и постоянными разлуками — Сергей жил в Москве, а Ия должна была ухаживать за больной мамой в Тбилиси.
В третьем браке от мужа Михаила Ия родила дочку Нино. Казалось, наконец-то все складывается благополучно... Но в трудные 90-е годы муж переехал в США, оставив жену с двумя детьми выживать самостоятельно.
Больше актриса не стала испытывать судьбу. Впрочем, через некоторое время она встретила мужчину, которого называет любовью всей своей жизни. Ладо был женат и не планировал оставлять семью, да Ия Борисовна этого и не требовала: ей и так было с ним очень хорошо. Счастье продлилось три с половиной года.
Когда Ладо не стало, Ия уже почти собралась было уйти вслед за ним — хотела покончить с собой, — но сын Георгий ее остановил, сказав, что Ладо этого бы не хотел. Целых три года Ия Нинидзе носила траур по любимому, забывала, что надо есть и пить, не выходила из своей комнаты...
А в 2012 году Ие Борисовне пришлось услышать от врача страшный диагноз: рак. И снова — испытание для хрупкой женщины: а что, если в ходе операции придется удалить грудь? Как это — лишиться части тела, с которой родилась, прожила много лет, которой выкормила своих детей? Но все обошлось, операция прошла успешно, дети очень поддерживали актрису, не давая ей впасть в уныние.
Сегодня Ия Нинидзе повторяет, что живет в ладу с миром и с самой собой. В 16 лет у нее была слава и всенародная любовь. В 27 она осталась в одиночестве. В 33 похоронила любовь всей своей жизни. Зато она родила и вырастила двоих прекрасных детей. У каждого в этом мире своя дорога, считает Ия Борисовна. Она никому не пожелает своей судьбы — но и на чужие не привыкла заглядываться.
Ее дочь Нино — успешная актриса. Она очень похожа на мать Ии, свою бабушку. Георгий же очень похож на саму Ию Борисовну, что называется, «мамин сын». Он работает юристом.
А вот влюбиться Ия Борисовна пока так и не смогла. После такой любви, как была у них с Ладо, вряд ли это возможно. Хотя, кто знает...