Жизнь Фаины Раневской в ее цитатах

Фаина Раневская в фильме-спектакля Театра им. Моссовета «Дальше – тишина…»

27 августа 1896 году в богатой еврейской семье родилась Фанни Гиршевна Фельдман, которая под именем Фаины Раневской вошла в десятку лучших актрис XX века по версии английской энциклопедии «Кто есть кто».

Цитаты Фаины Георгиевны известны не меньше ее ролей, и любят их почти так же - настолько они убийственно смешны и афористичны. Но, просмеявшись, понимаешь, что за юмором стоит трагедия незаурядной актрисы, которая и недоиграла, и недолюбила.

«Денег жалко, зато как красиво они улетают!»

Фанни должна была стать радостью владельца фабрик, наемных домов, магазинов и даже парохода «Святой Николай» Гирша Фельдмана, но все сложилось далеко не так, как он задумал.

Фаина (слева) с гувернанткой, сестрой Беллой и братом Яковом. Таганрог, 1900 год 

Девушку устроили в таганрогскую Мариинскую женскую гимназию, но она ее так и не окончила. Зато в 14 лет увлеклась театром и в 1915 году сбежала в Москву. Возмущенный отец немедленно прекратил финансирование дочери, и только небольшие переводы от матери позволяли девушке сводить концы с концами.

Благодаря высокому росту и хорошей фигуре ее брали на роли кокеток в летние театры, но зимой приходилось туго. В эти годы она знакомится с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и Владимиром Маяковским.

Во время гастролей в Крыму она вышла из банка с полученным от матери денежным переводом. Резкий порыв ветра выхватил деньги из рук, а Фанни заявила: «Денег жалко, зато как красиво они улетают!»

Находившийся рядом актер воскликнул, что так могла сказать только чеховская Раневская из «Вишневого сада» и девушка твердо решила взять себе именно этот псевдоним, сменив имя на Фаину.

«Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая»

Фаина Раневская в Баку 1929 год 

Ей никогда не везло в личных отношениях. По официальной версии, в молодости она полюбила одного актера, которого пригласила посетить свою съемную комнатушку. Но молодой человек заявился подшофе и с дамой, предложив расстроенной Фаине прогуляться на улице, пока они будут предаваться плотским утехам.

По неофициальной версии, Раневская больше любила женщин, и даже в последние годы жизни называла себя «старой лесбиянкой».

Сегодня это уже не так важно, но большую часть жизни она прожила одна, безумно привязавшись к собаке Мальчику. Вся ее семья после революции эмигрировала, и только на склоне лет Фаине Георгиевне удалось встретиться с сестрой Изабеллой.

«Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет»

Когда было нужно, Фаина Георгиевна хвалила своих режиссеров. Но могла и «закусить удила», когда приходилось играть не то, что хотела. Очень любопытно складывались ее отношения с главным режиссером Театра имени Моссовета Юрием Завадским. Этому театру актриса отдала много лет, уходила и приходила и там сыграла в 1980 году свою последнюю роль в пьесе «Правда – хорошо, а счастье – лучше». Ставил спектакль Сергей Юрский. Завадского не было на свете уже три года.

Сразу после его смерти Раневская сказала «Осиротели…». Но, пока она работала вместе с Юрием Александровичем, искры так и летели. Однажды на репетиции Завадский, не выдержав очередных подколов Раневской, крикнул: «Вон из театра». На что Раневская невозмутимо ответила: «Вон из искусства». Тем не менее оба уважали и даже любили друг друга.

Она искренне дружила с Соломоном Михоэлсом, которого убили в разгар борьбы с космополитизмом, и другими режиссерами.

В кинофильмах она виртуозно исполняла роли жен-стерв. В конце 1930-х Фаина сыграла такого персонажа в фильме «Подкидыш», а изобретенная ею фраза: «Муля, не нервируй меня» преследовала ее до конца жизни.

Фаина Раневская в фильме «Подкидыш» (1939) 

Невозможно забыть и ее роль злой мачехи в фильме «Золушка» (1947), которую искренне ненавидели миллионы советских детей, радовавшиеся, что жизнь все-таки наказала такое чудовище, а доброта восторжествовала.

«В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение»

Раневская всегда имела избыточный вес, но относилась к этому философски. Она считала, что судьбу не обманешь, а сидение на диетах просто не может принести ничего хорошего.

Пластические операции актриса считала насилием над своим здоровьем, регулярно посмеиваясь над немолодыми коллегами, садящимися на диеты и делающими модные подтяжки лица: «Милочка, если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом!»

Одной из любимых фраз Фаины Раневской стало такое изречение: «Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой – морда становится меньше. Но грустнее».

«Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому»

Фаина Раневская, как и ее чеховская «крестная», не умела копить. Стены ее квартиры украшали не богатые ковры, а фото друзей с автографами, которые она прикалывала иглами, оставшимися  от уколов.

Незадолго до смерти Фаина Георгиевна написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Великая актриса скончалась 19 июля 1984 года.