«Я не узнаю вас в гриме»: 5 лучших ролей Михаила Пуговкина
Почетное звание Народного артиста СССР Пуговкин получил в 1988 году, а вот стал он им гораздо раньше – зрители его просто обожали. Роли он всегда играл небольшие, но его персонажи врезались в память иногда глубже, чем главные герои того или иного фильма.
Начинал свою карьеру Михаил Иванович, как и многие его коллеги в то время, играя в драмкружке при заводе, на котором работал. Разумеется, такой талант и харизму сразу заметили. Пуговкина пригласили попробовать свои силы на сцене профессионального театра, а потом в его жизни случилось и кино.
EG.RU вспоминает самые яркие образы, которые артист создал на киноэкране.
Степаша Барский в фильме «Дело Артамоновых», режиссер Григорий Рошаль, 1941 год
Эта роль в экранизации одноименного произведения Максима Горького стала для Михаила Ивановича дебютной. Пуговкину тогда было 18 лет. Работа над этой картиной была закончена в 1941 году, однако премьера фильма состоялась лишь в 1947 году. Началась война, и юный Пуговкин ушел на фронт. В 1942 году он был тяжело ранен в ногу, но благодаря таланту полевого хирурга удалось избежать ампутации. Михаил Иванович рассказал врачу, что он актер и что без ноги ему ну никак нельзя. Опытный медик сделал все, что смог, однако ранение напоминало о себе всю жизнь.
Яшка-артиллерист в фильме «Свадьба в Малиновке», режиссер Андрей Тутышкин, 1967 год
Вообще режиссер Тутышкин в роли Яшки видел только Пуговкина – других кандидатур просто не было. Не было и проб. Михаила Ивановича утвердили без раздумий. Но сразу снимать сцены с участием артиста постановщик не смог, так как у артиста не было подходящей хореографической подготовки, а мы же все помним, что главный эпизод с участием Пуговкина – это танец «втустепь». К съемкам совсем непродолжительного момента Пуговкин готовился несколько месяцев. С ним каждый день занимался профессиональный хореограф прямо на съемочной площадке.
Но овчинка, конечно, стоила выделки: сцена стала одной из самых ярких во всем фильме. Кстати, этот советский мюзикл снимали в украинском селе Хорошки. Киношники активно задействовали местных жителей в процессе, а Михаил Пуговкин стал для всех них «своим». Люди приходили просто поболтать с артистом, попросить у него совета и послушать смешные истории, которые Михаил Иванович очень классно рассказывал.
Царь Еремей в фильме «Варвара-краса – длинная коса», режиссер Александр Роу, 1969 год
До этого фильма Михаил Пуговкин уже снимался у великого советского сказочника Роу в картине «Огонь, вода и…медные трубы» и тоже в роли царя, однако Еремей из «Варвары-красы» стал персонажем культовым. Михаил Иванович работал на площадке не только как актер, но и как учитель верховой езды. На съемках «Кубанских казаков» Пырьева он здорово натренировался скакать в седле и для него в этом деле не осталось никаких секретов, тогда как его более молодые коллеги после просьбы режиссера сесть на лошадь тушевались. Опытный Пуговкин не оставил своих товарищей в беде – он рассказал им обо всех премудростях верховой езды, и съемки продолжились.
Александр Роу очень любил Пуговкина и часто расстраивался из-за того, что их творческие пути пересеклись поздно. Сам же Михаил Иванович относился к работам в картинах режиссера очень серьезно. Он считал, что роли в фильмах-сказках для детей это двойная ответственность.
Отец Федор в фильме «12 стульев», режиссер Леонид Гайдай, 1971 год
Гайдай просто обожал работать с Михаилом Ивановичем Пуговкиным. Однажды во время личной беседы с артистом режиссер признался, что очень ценит в Пуговкине то, что он всегда приходит на площадку подготовленным. Действительно, за всю свою продолжительную карьеру Михаил Иванович никогда никого не подвел. Он очень трепетно и уважительно относился к своим коллегам и не допускал того, чтобы из-за него останавливался съемочный процесс.
Сам Пуговкин был человеком верующим, поэтому когда Гайдай предложил ему надеть рясу и сыграть хитрого, жадного и изворотливого священника-стяжателя, артист призадумался. Он посоветовался со своей матерью и, в конце концов, согласился. Режиссер ждал ответа целых три недели. Часть картины снимали на Кавказе, где Пуговкину пришлось лезть на крутую скалу. Все было очень натурально – Михаил Иванович даже руки ободрал до крови, но комиссии эта сцена почему-то не понравилась, поэтому было принято решение построить эту самую скалу в одном из павильонов «Мосфильма» из фанеры и переснять эпизод.
Карп Якин в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», режиссер Леонид Гайдай, 1973 год
Вообще Пуговкин снялся в шести гайдаевских фильмах, но роль кинорежиссера Якина в экранизации пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» стала самой любимой зрителями. Перед стартом съемок было заседание худсовета и знаменитые постановщики, входившие в состав комиссии, выступили категорически против кандидатуры Михаила Пуговкина на эту роль. Мотивировали они свое решение тем, что артист, который все время играет каких-то дураков, не может играть кинорежиссера. Главным аргументом было то, что у Михаила Пуговкина «неинтеллигентное лицо». Гайдай задавил всех своим авторитетом, сказал, что актер «всегда носит с собой интеллект в специальной сумочке» и добился того, чтобы Пуговкина не заменили.
Источники фото: кадр из фильма, Igor Gnevashev/Global look Press