«Я не узнаю вас в гриме»: 5 лучших ролей Михаила Пуговкина

Михаил-Пуговкин
Михаил Пуговкин
13 июля исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых любимых народом советских артистов Михаила Ивановича Пуговкина. «ЭГ» решила вспомнить самые лучшие роли прославленного артиста.

Почетное звание Народного артиста СССР Пуговкин получил в 1988 году, а вот стал он им гораздо раньше – зрители его просто обожали. Роли он всегда играл небольшие, но его персонажи врезались в память иногда глубже, чем главные герои того или иного фильма.

Начинал свою карьеру Михаил Иванович, как и многие его коллеги в то время, играя в драмкружке при заводе, на котором работал. Разумеется, такой талант и харизму сразу заметили.  Пуговкина пригласили попробовать свои силы на сцене профессионального театра, а потом в его жизни случилось и кино.

EG.RU вспоминает самые яркие образы, которые артист создал на киноэкране.

Степаша Барский в фильме «Дело Артамоновых», режиссер Григорий Рошаль, 1941 год

Михаил Пуговкин в фильме «Дело Артамоновых»
Михаил Пуговкин в роли Степаши Барского в картине «Дело Артамоновых»

Эта роль в экранизации одноименного произведения Максима Горького стала для Михаила Ивановича дебютной. Пуговкину тогда было 18 лет. Работа над этой картиной была закончена в 1941 году, однако премьера фильма состоялась лишь в 1947 году. Началась война, и юный Пуговкин ушел на фронт. В 1942 году он был тяжело ранен в ногу, но благодаря таланту полевого хирурга удалось избежать ампутации. Михаил Иванович рассказал врачу, что он актер и что без ноги ему ну никак нельзя. Опытный медик сделал все, что смог, однако ранение напоминало о себе всю жизнь.

Яшка-артиллерист в фильме «Свадьба в Малиновке», режиссер Андрей Тутышкин, 1967 год

Михаил Пуговкин в фильме «Свадьба в Малиновке»
Михаил Пуговкин в роли Яшки-артиллериста в музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке»

Вообще режиссер Тутышкин в роли Яшки видел только Пуговкина – других кандидатур просто не было. Не было и проб. Михаила Ивановича утвердили без раздумий. Но сразу снимать сцены с участием артиста постановщик не смог, так как у артиста не было подходящей хореографической подготовки, а мы же все помним, что главный эпизод с участием Пуговкина – это танец «втустепь». К съемкам совсем непродолжительного момента Пуговкин готовился несколько месяцев. С ним каждый день занимался профессиональный хореограф прямо на съемочной площадке.

Но овчинка, конечно, стоила выделки: сцена стала одной из самых ярких во всем фильме. Кстати, этот советский мюзикл снимали в украинском селе Хорошки. Киношники активно задействовали местных жителей в процессе, а Михаил Пуговкин стал для всех них «своим». Люди приходили просто поболтать с артистом, попросить у него совета и послушать смешные истории, которые Михаил Иванович очень классно рассказывал.

Царь Еремей в фильме «Варвара-краса – длинная коса», режиссер Александр Роу, 1969 год

Михаил Пуговкин в фильме «Варвара-краса - длинная коса»
Михаил Пуговкин в роли царя Еремея в сказке «Варвара-краса - длинная коса»

До этого фильма Михаил Пуговкин уже снимался у великого советского сказочника Роу в картине «Огонь, вода и…медные трубы» и тоже в роли царя, однако Еремей из «Варвары-красы» стал персонажем культовым. Михаил Иванович работал на площадке не только как актер, но и как учитель верховой езды. На съемках «Кубанских казаков» Пырьева он здорово натренировался скакать в седле и для него в этом деле не осталось никаких секретов, тогда как его более молодые коллеги после просьбы режиссера сесть на лошадь тушевались. Опытный Пуговкин не оставил своих товарищей в беде – он рассказал им обо всех премудростях верховой езды, и съемки продолжились.
Александр Роу очень любил Пуговкина и часто расстраивался из-за того, что их творческие пути пересеклись поздно. Сам же Михаил Иванович относился к работам в картинах режиссера очень серьезно. Он считал, что роли в фильмах-сказках для детей это двойная ответственность.

Отец Федор в фильме «12 стульев», режиссер Леонид Гайдай, 1971 год

Михаил Пуговкин в роли отца Фёдора в экранизации «12 стульев»

Гайдай просто обожал работать с Михаилом Ивановичем Пуговкиным. Однажды во время личной беседы с артистом режиссер признался, что очень ценит в Пуговкине то, что он всегда приходит на площадку подготовленным. Действительно, за всю свою продолжительную карьеру Михаил Иванович никогда никого не подвел. Он очень трепетно и уважительно относился к своим коллегам и не допускал того, чтобы из-за него останавливался съемочный процесс.

Сам Пуговкин был человеком верующим, поэтому когда Гайдай предложил ему надеть рясу и сыграть хитрого, жадного и изворотливого священника-стяжателя, артист призадумался. Он посоветовался со своей матерью и, в конце концов, согласился. Режиссер ждал ответа целых три недели. Часть картины снимали на Кавказе, где Пуговкину пришлось лезть на крутую скалу. Все было очень натурально – Михаил Иванович даже руки ободрал до крови, но комиссии эта сцена почему-то не понравилась, поэтому было принято решение построить эту самую скалу в одном из павильонов «Мосфильма» из фанеры и переснять эпизод.

Карп Якин в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», режиссер Леонид Гайдай, 1973 год

Михаил Пуговкин в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»
Михаил Пуговкин в роли режиссёра Якина в комедии «Иван Васильевич меняет профессию»

Вообще Пуговкин снялся в шести гайдаевских фильмах, но роль кинорежиссера Якина в экранизации пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» стала самой любимой зрителями. Перед стартом съемок было заседание худсовета и знаменитые постановщики, входившие в состав комиссии, выступили категорически против кандидатуры Михаила Пуговкина на эту роль. Мотивировали они свое решение тем, что артист, который все время играет каких-то дураков, не может играть кинорежиссера. Главным аргументом было то, что у Михаила Пуговкина «неинтеллигентное лицо». Гайдай задавил всех своим авторитетом, сказал, что актер «всегда носит с собой интеллект в специальной сумочке» и добился того, чтобы Пуговкина не заменили.



Источники фото: кадр из фильма, Igor Gnevashev/Global look Press




«Я искал зрелища»: Михаил Пуговкин чуть не остался без ноги по собственной вине
«Я не узнаю вас в гриме»: 5 лучших ролей Михаила Пуговкина