В новом детективе Анны и Сергея Литвиновых журналистка «Экспресс газеты» удивит читателей

Писатель Анна Литвинова

Поезд с веселыми афишами литературных произведений прибыл к Ярославскому вокзалу. «Это в Нижний?» - подала паспорт опаздывающая девушка. «Это книжный», - ответила в рифму симпатичная проводница. Корреспонденту «Экспресс газеты» страшно повезло. Наравне с большими и очень большими писателями ее пригласили прокатиться в «Книжном поезде». Так называется литературно-железнодорожное начинание, приуроченное в этом году к 80-летию Победы.

Известные писатели целую неделю колесили по стране, останавливаясь в разных городах с лекциями и презентациями. Организатор поезда - Денис Котов (президент движения «Книжные маяки России») - человек идейный. Несмотря на наличие спонсоров, Котов так загорелся идеей книжного поезда, что даже продал бизнес - сеть питерских книжных магазинов «Буквоед».

- Вы сошли с ума? - спросила я его.

- Наверное, есть немножко, - застенчиво улыбнулся Котов.

На рельсах просвещения

Всё новое - это хорошо забытое старое. Идея литературного поезда взята не с нуля и принадлежит... Ленину. Сто с чем-то лет назад умный дедушка решил, а хорошо бы соорудить такие поезда и даже пароходы, чтобы вести пропагандистскую и просветительскую работу.

Так в 1918 году из столицы выехал военно-подвижной фронтовой литературный поезд им. Ленина. Он состоял из пассажирских и товарных вагонов, в которых были оборудованы книжные склады и лавки, а еще - небольшая контора и кухня.

А потом пошло-поехало. В поездах появился кинозал, литературный склад и даже вагон с живописью (в том числе по городам и весям не боялись возить шедевры Третьяковки). Поезда катались и в Великую Отечественную войну, а во время строительства БАМа к трудягам приезжал целый состав «Комсомольская правда».

В перестройку все железнодорожно-литературные начинания накрылись медным тазом, но в начале двухтысячных «Литературный экспресс» возродил тогдашний заместитель агентства «Роспечать» Владимир Григорьев.

Организатор книжного поезда Денис Котов 

Семечковая терапия

Как гласят анналы, из всех развлечений, наличествующих в поезде, народу особенно заходила возможность писать жалобы. В бюро жалоб, прикрепленном к составу, каждый мог накатать «телегу» на местные органы власти...

Бюро жалоб в новом поезде не предусмотрели, зато пригласили писателей на любой вкус: детских, взрослых, детективных, больших и не очень.

Известная автор детективов Анна Литвинова поехала одна: ее брат и соавтор Сергей неожиданно заболел синуситом.

Чтобы любимая дочка не скучала в дороге, Анин папа (бывший военный-ракетчик) положил в дорогу огромный пакет тыквенных семечек, которые сам насушил и приготовил по особому армейскому рецепту. Расположившись в одиночестве в люкс-купе, Анна всю дорогу хрустела семечками, как белка орехами.

- Глистов выводите? - ехидничали журналисты.

- Возможно. У меня же собака есть. Мало ли что, - не смущалась Анна, хищно похрустывая.

Пассажиры книжного поезда 

Рыба-чудаковина

Пока ехали до первой станции, в купе пришел директор поезда по коммуникациям Владек Дарман. Рассказывал про то, какая классная идея -  возить писателей в поезде. Мол, этот поезд не только книги и писателей возит, но еще и сшивает пространства. Так-то регионы не то чтобы сильно взаимодействуют друг с другом, а при наличии поезда один город передает приветы, книги и писателей другому городу. К тому же, пока авторы едут, могут договориться о чем-то друг с другом, организовать коллаб с издателями да с теми же журналистами. Так что купе может быть еще чем-то типа коворкинга на колесах.

- Вообще-то, интерес к книге в стране огромный, - заверил Дарман. - Это началось десять лет назад, когда президент объявил Год литературы. С тех пор регионы включились в работу по популяризации книг, и это стало хорошо заметно.

На первой же станции стало понятно, что Владек не обманул. Интерес к писателям проявился сразу же: несмотря на раннее утро, поезд встречала куча народу с песнями, плясками и фантазией.

- Рыба-рыба, чудаковина, что ребята говорят - это пустяковина, - голосил самостийный коллектив девушек-лингвисток из Нижнего Новгорода.

Репертуар встречающих в принципе отличался креативом.

- Я тебя, мой друг, узнаю по дыханью чабреца! - басили при встрече казаки из Волгограда.

- Чего-чего? Чабреца? - удивился Дарман, но развивать тему почему-то не стал.

Пуще всех удивила Казань. «Городом великих библиотек» назвал столицу Татарстана один из писателей и оказался прав. Помимо шикарной библиотеки, Казань поразила воображение еще и выдающимся дастарханом -  с эчпочмаками и специалитетами.

- Наша задача - сделать так, чтобы дети читали не менее двенадцати книг в год. Это должно стать привычкой, как чистка зубов два раза в день! - Говорил Денис Котов.

Для осуществления этого плана после прибытия писателей распределяли по библиотекам, где они с утра до вечера активно сеяли разумное, доброе, вечное и тыквенные семечки.

Денис Котов 

Живое слово против ИИ

Слушатели, соскучившиеся по живому русскому слову, набивались толпами. За недельное путешествие поезда мероприятия посетили аж 27 тысяч человек. Причем самый рекорд произошел в библиотеке Волгограда: за два часа в библиотеку набилось полторы тысячи читателей! И это при том, что Волгоград считается не самым читающим регионом, к тому же и директор местного книжного магазина «Кассандра» жаловалась, что книжные приходится закрывать один за одним.

Особенный фурор наблюдался у батюшки и писателя Григория Григорьева и у футуролога Сергея Переслегина - слушатели чуть ли не на люстрах висели. Батюшка говорил хорошо и просто о том, что надо любить друг друга. Ничего такого, чего бы не знал каждый. Но почему-то пробирало.

Что касается Переслегина, то у него обнаружился фан-клуб в каждом городе. Даже там, где выступления не анонсировались, их все равно приходилось проводить.

Любопытная дискуссия была посвящена искусственному интеллекту. Переслегин спорил с писателем Львом Наумовым на тему: добро или зло этот ваш ИИ.

- Искусственный интеллект хуже лучших человеческих умов, но лучше средних. И этот уровень - опасность нашему с вами развитию, - пугал Сергей Переслегин.

Книжный поезд 

Один процент гениальности

По словам Сергея Борисовича, однажды он проводил аудит научных работ за последние два века. Выяснил, что большинство исследований - это обобщения того, что было написано ранее.

- Большинство работ представляет собой, по сути, перевод знаний из одной базы данных в другую. Естественно, научный интеллект эту же работу проделает в разы быстрее и лучше. Так что, увы, 99 процентов учёных можно увольнять, искусственный интеллект их легко заменит, - бодро заключил спикер.

То же самое в писательстве, рисовании и создании фильмов. Сеть поднатореет и будет ваять халтурку выше среднего Сарика Андреасяна и лучше условного журналиста «Мытищинского пропеллера».

Казалось бы: осуществилась мечта условного редактора большого издательства. Заказывай нейросетке текст под Татьяну Толстую и не жди нетленку от прокрастинирующей знаменитости.

Но не тут-то было.

Свесить ножки и ничего не делать, отдав всё на откуп цифре, по мнению Переслегина, - путь в ад.

И всё-таки среди кучи научных работ, переливающих из пустого в порожнее, завалялся один процент настоящих открытий и новизны. Эту информацию никакой ИИ не сгенерирует. Да и среди кучи третьесортных писателей есть один процент тех, кто действительно создает шедевры.

- Искусственный интеллект существует в поле, созданном естественным интеллектом, то есть нами. Поэтому страшно важно, чтобы наша оболочка тоже продолжала развиваться. Иначе произойдет деградация всего, - предупредил спикер.

Ужас в том, что само по себе наличие нейросети теперь будет сильно мешать нам, то есть человеку, развивать свою оболочку.

Такая, понимаешь, загогулина.

Анна Литвинова с семечками 

От скепсиса к вдохновению

- Фигня этот ваш искусственный интеллект, - махнула рукой Анна Литвинова. Потом подумала и добавила, - Да нет, пожалуй, не фигня.

Воспользоваться нейросеткой для создания синопсиса детективов решил как-то болезный братец Сергей. Результат не порадовал: нейросеть к писателям отнеслась плохо и наваяла какую-то дикую хрень.

Но интересно, что эти примитивные схемы у меня ночью поварились, а утром я проснулась с новой идеей. Так что как помощник это работает, отметила Анна.

По словам писательницы, сетка примирила их с нашей газетой.

Романов 10-15 назад у Литвиновых появился цикл детективов «Спецкор отдела расследований». В книгах противостояли двое - хороший журналист Дима Полуянов из издания «Молодежные вести» (так замаскировали «Комсомольскую правду») и бывшая практикантка Димы, а теперь его страшная недоброжелательница Ксюша Кременская из популярного издания XXL. Под тремя латинскими буквами Литвиновы имели в виду нашу «Экспресс газету». Сначала Ксюша была синонимом самого плохого на Земле, а издание - и того хуже. Но в новом романе про домашнее насилие, который выйдет к Новому году, Ксюша перестала быть врагом Полуянова, а любимая миллионами газета заблистала новыми красками.

Книжный поезд 

Гены гения

Еще одним VIP-гвоздем поезда стала правнучка знаменитого писателя-сатирика Михаила Зощенко. Вера вместе с пианисткой Мариной Яхлаковой подготовили концерт «Великое русское слово», в котором звучала музыка классиков и стихотворения великих поэтов.

Гены никуда не денешь: оказалось, что Вера великолепно читает стихи. В свое время она училась у Петра Вельяминова, который преподавал в Балтийском институте экологии, политики и права.

Во время поездки улыбчивая женщина не отказывала себе в кусочках тортика перед сном и отличалась удивительным позитивом: даже в интервью не постеснялась назвать себя «смешариком».

Так что некоторые даже засомневались в родстве с субтильным Михаилом Михайловичем. В Ульяновске после концерта так прямо подошли и заявили:

- Концерт отличный, но Вы, скорее всего, ему неродная правнучка!

- Еще какая родная! - возражала Вера Михайловна, но не так чтобы сильно.

В конце концов, какая разница, если читатель все равно всегда прав.

...Путешествие закончилось, но организаторы пообещали продолжать. Возможно, книжные составы будут отправляться уже не раз, а два раза в год.

А еще в планах Котова - создать еще и целый книжный пароход, курсирующий по рекам Москвы.