
Среди пассажиров «книжного поезда», который с фестивальной программой посетил несколько городов России, одна персона привлекала внимание особенно. Яркая женщина в бархатном халате с розой на груди, с длинными серьгами великолепно читала стихи современных поэтов, а вечерами с удовольствием угощала тортиком в своем купе, украшенном букетом от поклонников. Будоражила воображение и фамилия пассажирки - Вера Зощенко. Да-да, она правнучка писателя Михаила Зощенко.
- Вера, на вашем концерте в Нижнем Новгороде слушатели спорили: вы та самая Зощенко или однофамилица. Знаете, что решили?
- Знаю. После концерта эти зрители подошли и сказали: «Ну вы совсем не похожи на Зощенко, вы, наверное, не его родственница». Дело в том, что у Михаила Зощенко был сын Валерий, театровед. У Валерия был сын Михаил, капитан-лейтенант на атомной подлодке «Камчатка». Михаил рано вышел на пенсию и рано ушел из жизни, в 1996-м. А я - его дочь, получается, правнучка Михаила Михайловича.
- Вашу фамилию с другой не перепутать. Откуда она пошла?
- Это старая мифологизированная история. Кто-то ее принимает, кто-то нет. Суть в том, что мой восемь раз прадедушка, итальянский аристократ, поссорился с родней, потому что полюбил актрису и женился на ней. Его лишили наследства, и он отправился за лучшей долей в Россию. Припылил куда-то в Полтаву. Итальянцы у нас всегда были в чести, поэтому он принял православие и взял фамилию по роду занятий - Зодченко, от слова «зодчий». Фамилия не пережила ни одно поколение и быстро видоизменилась в «Зощенко», что логично.
Двойка по литературе
- Удивительно, что Зощенко был аристократом, а писал на такие народные темы.
- С детства его напрягала несправедливость общества. В одном его рассказе главный герой подает руку горничной. А понравившаяся ему девочка предъявляет: мол, вы ведете себя неприлично, а еще сын такого человека. Михаил Михайлович на протяжении своей жизни искал уважения и внимания к людям. Его фраза «Человека любить надо» - на меня очень повлияла. Стараюсь следовать ей.
- Когда вы почувствовали, что вы - родственница того самого писателя?
- Не было четкого момента. Мы жили в Питере, я думала, что у всех родственники - какие-то писатели. Уже в школе на мою фамилию стали обращать внимание учителя и этим очень раздражали одноклассников. А меня очень раздражало, что все вели себя так, будто я что-то должна. Ты не можешь получить двойку по литературе, потому что ты Зощенко и тебе должно быть стыдно. Ты не можешь покраситься в блондинку, потому что ты Зощенко и так делать вообще нельзя...
Сейчас реакция на мою фамилию возникает в лучшем случае у трети слушателей и зрителей. Причем от возраста это не зависит. Бывает, что старшее поколение не помнит, кто такой Зощенко, а 12-летние спрашивают: «Вы родственница?»
- Вы не пошли по литературной стезе?
- Меня всегда спрашивают, пишете ли вы. Нет, не пишу. И какие-либо посты в музее Зощенко всегда отказывалась занимать, хотя родители в 90-е отдали государству мое приданое - квартиру на Грибоедова, 9. Да-да, не удивляйтесь. Мама еще несколько лет добивалась, чтобы эту квартиру взяли и сделали музей. В итоге в 1992 году его открыли, мы туда передали всю обстановку, оставили себе только маджонг (настольную игру.) Михаила Михайловича... В общем, я выбрала актерскую профессию. Училась у Петра Вельяминова, сдавала экстерном.
- У вас такие сережки красивые, я была уверена, что фамильные.
- Ну что вы, это с AliExpress. Я покупаю там украшения не дороже определенной суммы.
Кулинарный беспредел
- Честно сказать, я несколько раз видела вас по телевизору и думала, что вы - повар.
- В свое время я записала несколько передач «Зощенко. Сладкие рассказы» на канале «Еда». Я тогда была еще крупнее, чем сейчас: такая молодая, большая, задорная. На канале работали профессиональные повара, и только я была непрофессионал. Потому что десертная кулинария - это самое трудное и повторить за профессионалом нет никакой возможности. Мы старались брать рецепты по самому высокому КПД: чтобы была низкая стоимость, не было запредельных ингредиентов типа верблюжьих ножек с горы Фудзияма. Предполагалось, что зрителями будут профессионалы или хотя бы те, кто сами готовят. Но шоу смотрели в основном мужчины и дети. Видимо, дети воспринимали меня как смешарика, а мужчины - уж не знаю, как.
Я уже 10 лет не работаю на канале, но когда впервые приехала в Москву, ощутила эффект известности. В Питере этот канал особенно не смотрели, а в Москве он был у всех в подписках. Поэтому когда я однажды в шлепках и шортиках вышла в магазин - поняла, что зря. На меня вдруг все стали странно смотреть, а потом говорят: «А мы вас знаем».
- Судя по всему, вам передалось чувство юмора прадедушки.
- На мои шутки реагируют своеобразно. Во время съемок «Сладких рассказов» я готовила что-то очень калорийное вроде булочек и сказала: «Зожники, отойдите от экранов, а не то потолстеете. В этом рецепте жирное все, включая ведущих». Вы не представляете, что началось после этих слов в комментариях! Меня даже хотели привлечь за самооскорбление.
- Неожиданное решение - связать имя Зощенко с едой...
- У него как раз была обратная история. Случись что - он не мог есть. Худел, плохо выглядел. В книге «Перед восходом солнца» он пытается понять, почему так происходит, и копается в образах из прошлого. Оказалось, в детстве его мама уронила, когда кормила грудью, и с тех пор он решил: если что-то непонятно, переставай есть. Я несколько лет назад узнала, что эту книгу обязательно читают на первых курсах психологи.
- Есть такой анекдот. Депрессивный человек пришел к врачу, а тот посоветовал ему почитать Зощенко. Человек ответил: «Я и есть Зощенко».
- Эту историю слышала про трех людей. Помимо прадедушки, про Чарли Чаплина и одного циркача, который жил за сто лет до Зощенко. Так что - все это миф, а для мифа не важно, правда или нет. Главное, хорошо придумано.
Семейная мантра
- В прошлом году у Зощенко был юбилей, его фанаты ждали выхода чего-то нового...
- На самом деле Михаил Михайлович родился непонятно в каком году. Поэтому в нашей семье юбилей длится до сих пор. В «Рипол-классик» выйдет книга, приуроченная к юбилею. Это два тома сочинений, которые я собрала по-своему, с иным углом зрения и написала предисловие, почему вижу именно так.
- Есть любимое произведение или фраза Зощенко?
- Из «Лели и Миньки» взяла лайфхак. В рассказе «Елка» дети поссорились перед Новым годом и сказали гостям: «Можете все уходить, тогда все игрушки нам достанутся». Я тоже живой человек и не уверена в себе. Поэтому повторяю эту фразу как мантру: «Можете все уходить, тогда все игрушки мне достанутся». Кстати, когда писала предисловия к сборникам Зощенко, часто повторяла эти слова.
- Хотите тортик, чай?
- Нет, спасибо, пусть все вкусное вам останется.
От хины до депрессии
Михаил Зощенко страдал от депрессий. Чтобы излечиться, он применил к себе закон условных рефлексов Павлова. Писатель предположил, что в детстве пережил травмирующие события, связанные с женской грудью и с рукой. Автор часто видел во сне руку, которая жутко его пугала. Она пыталась что-то забрать.
А грудь он сосал до двух с лишним лет. И мать, чтобы отучить, мазала ее горькой хиной. В итоге ребенок перестал есть и довел себя чуть ли не до истощения. В сознании Зощенко еда закрепилась как образ отравы, которую надо избегать.
Детские переживания повлияли на его отношения с женщинами и питание. Зощенко ел торопливо и без аппетита. И на всю жизнь запомнил слова родительницы, мол, у тебя закрытое сердце, как у твоего отца. Ты никого не будешь любить...
Источник фото: Евгения Коробкова,Соцсети,Кадр из видео