Не роль, а проклятие: почему съемки в «Двенадцати стульях» стали для Михаила Пуговкина настоящим испытанием

Михаил Пуговкин
Михаил Пуговкин
Михаил Пуговкин до последнего не хотел сниматься у Леонида Гайдая. Режиссер все-таки сумел убедить артиста в том, что ничего страшного в роли священника нет. Кажется, он ошибался…

Роль отца Федора в фильме «Двенадцать стульев» стала знаковой в карьере Михаила Пуговкина. Леонид Гайдай видел в образе священника только этого артиста, поэтому, избегая всех формальностей, сразу предложил Пуговкину роль. Суеверный актер согласился не сразу. Он опасался, что выставлять батюшку в не самом лучшем свете — плохая затея, которая может сыграть с ним злую шутку. На деле так и вышло, и съемки «Двенадцати стульев» превратились для Пуговкина в настоящее испытание.

Во время работы то и дело приходилось сталкиваться со сложностями. Взять, например, сцену, в которой отец Федор, в попытке скрыться от Остапа взобрался на гору. Пуговкин до ужаса боялся высоты, поэтому ему пришлось собрать всю волю в кулак, чтобы отыграть достойно. Побег от Остапа получился убедительным, однако в конце концов режиссер забраковал все дубли и решил перезаписывать их уже в студии. Выходит, что артист зря лицом к лицу столкнулся со своим страхом.

Михаил Пуговкин в роли отца Федора в экранизации «12 стульев»
Михаил Пуговкин в роли отца Федора в экранизации «12 стульев» 

Но по-настоящему серьезные проблемы начались после съемок сцены с утоплением стульев в море. Гайдай требовал, чтобы все происходило непременно на фоне шторма. Во-первых, ждать его пришлось целый месяц, а, во-вторых, постоянные сквозняки и коварный ветер довели Пуговкина до радикулита, который под конец съемок обострился окончательно.

В итоге все оставшиеся дубли артист отыгрывал, мучаясь из-за жутких болей в пояснице. И тут нужно отметить, что Гайдай всегда отличался крайней требовательностью к актерам, поэтому на снисходительность Пуговкину даже не приходилось рассчитывать. Более того, стало казаться, что режиссер начал спрашивать с группы в разы больше. Особенно это было заметно во время работы над сценой с дракой между отцом Федором и Кисой Воробьяниновым.

«Михаил
Михаил Пуговкин в фильме «Двенадцать стульев» 

Гайдай из раза в раз оставался недоволен тем, как выглядели в кадре пинки. Ему хотелось, чтобы борьба между героями была более ожесточенной. В конце концов режиссер не выдержал и полез в драку вместо Пуговкина. Говорят, что в кадре видны именно ноги Гайдая. В общем-то, как бы то ни было, дубль удался и стал одним из ключевых моментов всего фильма.