Все было по-настоящему: как создавалась машина времени для фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию»
Фильм «Иван Васильевич меняет профессию»
Режиссер поставил перед декораторами сложную задачу — сделать аппарат, который бы выглядел реалистично, но при этом не слишком внушительно.

Машина времени, разумеется, главный атрибут, который был задействован на съемочной площадке фильма «Иван Васильевич меняет профессию». По задумке режиссера талантливый инженер-любитель собирает чудо-аппарат, который соединяет его квартиру с палатами самого Ивана Грозного. Леонид Гайдай, всегда с исключительной дотошностью относившийся к декорациям, несколько раз заставлял переделывать макет машины, которая, по его мнению, получалась то слишком «натуральной», то не совсем реалистичной.

Изначально было решено, что разработкой аппарата будет заниматься самое что ни на есть настоящее конструкторское бюро. Опытные инженеры на полном серьезе сделали схемы диковинного аппарата и даже собрали его. Машина выглядела так, что на ней будто и впрямь можно было отправиться на несколько столетий назад. Но вот незадача — вряд ли бы механик-любитель сумел в одиночку соорудить нечто подобное. Гайдай дал задачу переделывать макет.

IMG_0172
Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» 

Теперь же за дело взялся художник Владислав Почечуев. На тот момент он был хорошо известен благодаря своим чудесным декорациям для фильма «Руслан и Людмила». Гайдай знал, что Почечуев сможет виртуозно изготовить для него машину времени. Всего за два дня художник начертил схему и придумал, из чего будет сделан аппарат. Конструкция состояла из деталей самогонных аппаратов, а также декораций, которые остались со съемок фильма «Солярис».

Говорят, что сборкой машины времени занимался некий механик Иван, работавший на одном из стеклодувных заводов Союза. В качестве оплаты он принял три бутылки водки и благодарность. Гайдай тут же утвердил аппарат и конструкцию перевезли на съемочную площадку.

Что же касается самого Владислава Почечуева, ему, разумеется, за работу тоже заплатили. В бухгалтерии художник получил 40 рублей, а в подписанной им ведомости значилось: «Деньги выданы за изобретение машины времени». Тогда на эту сумму можно было купить набор хрустальных бокалов, махровое полотенце индийского производства или импортное женское белье.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов