Как Анри Матисс русской молодежи навредил

Анри Матисс

«Этому безграмотному рабу случилось увидеть двух сбитых парижской рекламой нахальных недоучек, Гогена и Матисса. Невежественный раб смекнул, что и он так сможет намалевать», - брюзжал Илья Репин, увидев картины Петрова-Водкина. Но если у Гогена действительно не было профессионального образования, то Анри Матисс академическую живопись освоил. Просто в какой-то момент решил идти своим путем, не сразу понятым и принятым.

Сын успешного торговца зерном выбрал по настоянию отца стезю юриста. Но в 20 лет загремел в больницу с приступом аппендицита и провалялся два месяца. Мать, любительница расписывать керамику, принесла сыну бумагу и краски - чтобы не было скучно. И этим перевернула жизнь Анри Матисса. Он разругался с отцом, бросил перспективную профессию и отправился в Париж учиться живописи.

Ранние работы художника, родившегося 155 лет назад в последний день 1869 года, ничем не отличаются от тысяч классических натюрмортов. Но, поскольку ему выпало жить в период импрессионизма, пуантилизма и прочих измов, он перепробовал все техники и в результате вывел свою. Упрощение изображений, так раздражавшее уважаемого Илью Репина, Матисс считал возможностью сделать высокое искусство понятнее. Играл цветом, осознав, как сильно он влияет на эмоции.

Повешенный на галстуке

Художник начала ХХ века стереотипно представляется богемным, голодным и развращенным. Анри Матисс будто сразу родился благообразным бородатым мужчиной, с картин имеет хороший доход, и даже причуды у него умеренные. Например, ненавидит галстуки, считая, что выглядит в них как повешенный. Зато носит шейные платки, ежедневно выбирая из внушительной коллекции новый. Страшно боялся ослепнуть и потерять возможность писать, поэтому стал учиться игре на скрипке, чтобы в случае чего прокормить семью.

Ослепнуть не ослеп, но в 72 перенес операцию по поводу рака брюшной полости и оказался прикован к инвалидному креслу. Кисть нормально взять не мог, поэтому приноровился вырезать фигурки из бумаги и складывать из них композицию - поначалу пришпиливал кнопками, потом стал клеить. Так что все мы, создававшие аппликации в детском саду, шли по стопам самого Матисса.

Обогнали на 500 лет

Богатой коллекцией полотен Матисса в наших музеях мы обязаны русским купцам, в частности Сергею Щукину (купил 37 картин) и Ивану Морозову (11 полотен). Щукин, не слишком понимая новые формы живописи, доверял собственному чутью и приобретал у Анри картины.

Затыка вышла со знаменитыми «Танцем» и «Музыкой» - их Сергей Иванович заказал в качестве панно для московского особняка. Но сначала они были выставлены на Осеннем салоне в Париже и осмеяны профессионалами. Щукин поддался всеобщей истерии и уехал ни с чем. Двое суток в пути ему хватило на раздумья, чтобы из Москвы послать телеграмму Матиссу: мол, извините, был неправ.

«В целом я нахожу панно интересными и надеюсь однажды их полюбить. Я полностью вам доверяю. Из-за вас надо мной понемногу издеваются. Говорят, что я причиняю вред России и русской молодежи, покупая ваши картины», - подтрунивает сам над собой купец. Спасибо ему, что не послушал хулителей и забрал шедевры. Сегодня они в Эрмитаже - помогают воспитывать художественный вкус подрастающего поколения.

К слову, Матисс мечтал попасть в петербургский музей. Но когда выбрал время для поездки в Россию по приглашению Щукина, Эрмитаж как раз закрыли на ремонт. Зато в Третьяковке француз побывал. Наши иконы привели его в неистовое восхищение: «Русские не подозревают, какими сокровищами владеют. Италия в этой области дает меньше. Все то, над чем билось современное искусство и только что дошло - все это было у русских еще в XV веке».

Анри Матисс 

Муза с рубашкой

Вероятно, трепетное отношение к России сыграло роль, когда наниматься в помощники для работы над тем самым «Танцем» по объявлению пришла русская эмигрантка Лидия Делекторская. Она не разбиралась в живописи и понятия не имела, кто такой Матисс. Ей просто нужны были деньги. Когда работа закончилась, Лидия осталась: была секретарем Матисса, сиделкой его жены Амели, следила за домом. А позже стала любимой моделью художника, он написал с нее почти 90 работ. Вот тогда Амели забеспокоилась и поставила мужу ультиматум. Он выбрал семью, Делекторской пришлось уйти. Она аж стрелялась, но самоубийство не удалось.

Брак Матисса это не спасло, и как только он развелся, сразу вернул Лидию. Та осталась при нем до конца, Анри умер на ее руках в 1954-м. Уверяла, что физической связи между ними не было. Но все окружение было уверено в обратном. Множество работ и личных вещей Матисса Делекторская передала в СССР. А перед тем как совершить второй и удавшийся суицид в 87 лет, оставила завещание: похоронить под Петербургом и положить ей в гроб рубашку Матисса.

Любовь с первого взгляда

«Радость жизни» - первая картина Матисса, которую увидел Сергей Щукин, на тот момент уже собравший неплохую коллекцию французских мастеров. Творение так его впечатлило, что он впервые отправился лично знакомиться с автором. Заприметил у него натюрморт «Посуда на столе». Договорился: заберу домой, поставлю на виду, если интерес не пропадет - вышлю деньги. Так началось их длительное сотрудничество.

Это полотно для начала ХХ века, мягко говоря, вызывающее. И конечно, его далеко не сразу приняли. Не только из-за сюжета, а потому, что упрощенный стиль Матисса раздражал многих. Зато американский коллекционер Лео Стайн вовремя разглядел потенциал и увез покупку в США. Там она и находится, в музее Фонда Барнса в Филадельфии.

«Радость жизни» 
  1. Фигуры имеют четкий контур, остальное выписано схематично: щелочки глаз, точки сосков и пупков. Это чтобы ярче выделить бездумное блаженство, настигшее людей в райском месте.
  2. Кто-то видит в этой фигуре глаз, другие - намек на влагалище, что больше соответствует всеобщему настроению.
  3. В глубине - еле заметный хоровод, из него потом родится не раз упомянутый тут «Танец». Специалисты считают, он списан с гравюры фламандца Агостино Карраччи, вдохновившегося картиной Паоло Фьямминго «Взаимная любовь», где обнаженные парочки уединились под деревьями в лесу, а на поляне танцуют в круг не менее голые девушки.
  4. Пропорции всех фигур не соблюдаются, и это разрушает перспективу. Автор хотел, чтобы зритель терялся в пространстве картины.
  5. Женщина, запрокинувшая в экстазе голову, будто потерявшая ее от страсти, отсылает к полотну Тициана «Вакханалия андрианцев», запечатлевшему сельскую оргию и пьянку. Только Матисс, в отличие от предшественника, дал своей даме кавалера.
  6. Обнаженная, играющая на свирели, будто сошла с другого творения Тициана - «Сельский концерт». На ней нимфы развлекают себя игрой на дудочке в параллельной от мужчин-музыкантов реальности.
  7. Мужчина, вероятно уже удовлетворенный, тянется за очередным цветком в гирлянду своей подруге. Некоторые специалисты считают, что это дань таитянским мотивам Гогена.