18 декабря 103 года исполняется со дня рождения Юрия Никулина. Народного артиста называли то грустным клоуном, то в глаза и за глаза «Балбесом» — не с целью обидеть, а как дань его актерскому таланту. И хотя нельзя сказать, что Никулин был актером одного образа, «Балбес» действительно стал знаковой ролью в его фильмографии. Которой, к слову, могло и не быть.
Родители Юрия Владимировича играли в театре, так что его любовь к сцене вполне понятна. После окончания ВОВ Никулин попытался было поступить сначала во Всесоюзный государственный институт кинематографа, затем в театральные вузы, старался подготовиться как можно лучше — и везде слышал один ответ. В приемных комиссиях считали, что, несмотря на имеющийся талант и артистизм, Никулин для кино и театра не подходит.
Кто-то другой на месте Юрия Владимировича мог бы опустить руки и тогда отечественный кинематограф лишился бы блестящего артиста. Однако Никулин решил так просто не сдаваться, и, раз уж не получилось с кино, он отправился в цирк. Выбор его пал на студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре.
Вряд ли Никулин тогда мог представить, что одним своим решением разом переломил судьбу. Ведь благодаря цирку его в итоге и взяли в кино уже в зрелом возрасте. Впрочем, до этого он успел покорить столицу именно как грустный клоун, образ которого, к слову, Юрий Владимирович строил по примеру американского комика Бастера Китона.
В 1948 году Никулин вышел на манеж цирка вместе с Борисом Романовым с репризой «Натурщик и халтурщик». И как понеслось… Больше 30 лет он отдал манежу, в итоге даже став сначала главным режиссером, а затем и директором цирка на Цветном бульваре. Даже когда у Никулина началась кинокарьера, он не оставил свое дело. Такую преданность легко объяснить любовью Юрия Владимировича к цирку, которая проявилась еще в детстве.
«Цирк! Когда вошли в зал, меня поразило обилие света и людей. И сразу слово «цирк» стало для меня реальным, ощутимым, понятным. Вот он — огромный купол, застеленный красным ковром манеж, слышны звуки настраиваемого оркестра... Было так интересно! Ожидая начала представления, я не томился, как это обычно бывает с детьми. Вдруг грянул оркестр, вспыхнул яркий свет, и на манеж, покрытый красивым ковром, вышли участники парада. В памяти остались слоны-гиганты. Теперь понимаю, что слонов выводили на арену не больше трех-четырех, но тогда мне показалось, что их было с десяток. Были и другие номера, но я их не запомнил. А вот клоуны остались в памяти навсегда», — вспоминал Никулин в своей книге «Почти серьезно».
Кинодебют Никулина случился в 1958 году. Режиссер Александр Файнциммер искал комедийного героя-пиротехника для ленты «Девушка с гитарой». Его выбор пал на Никулина и тот согласился. И хотя роль у Юрия Владимировича была незначительная, зрители очень тепло его приняли. Довольно быстро артист сумел доказать, что может играть не только юмор, но и драму («Когда деревья были большими»). Но массовый зритель помнит Никулина все же по его смешным ролям.
Важным этапом в кинокарьере актера цирка и кино стало появление образа Балбеса, который кочевал с Юрием Владимировичем из фильма в фильм. Этого персонажа вместе с Трусом (Георгий Вицин) и Бывалым (Георгий Моргунов) можно встретить и в «Самогонщиках», и в ленте «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», и в «Кавказской пленнице».
Еще одним событием в жизни Никулина стали съемки картины «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая в 1968 году. Сценарий и образ Семена Горбункова, как известно, создавались специально для Юрия Владимировича, и он с поставленной задачей справился на отлично, не уступая ни в чем Андрею Миронову и Анатолию Папанову. И хотя критики прохладно приняли эту картину, «Бриллиантовая рука» до сих пор транслируется по отечественному ТВ несколько раз в год, в том числе и 31 декабря.
Источник фото: кадр из фильма «Юрий Никулин. Великий смешной»,кадр из фильма «Кавказская пленница»,кадр из фильма «Бриллиантовая рука»,кадр из фильма «Самогонщики»