Катя умерла, главный герой в депрессии: Данелия готовил для фильма «Афоня» жестокий финал
Фильм «Афоня» вышел в 1975 году и стал частью золотого фонда советского кино. Искрометный юмор, харизма Леонида Куравлева и обаяние Евгении Симоновой сделали ленту культовой. Между тем режиссер Георгий Данелия и сценарист Александр Бородянский задумывали показать не забавную историю, а настоящую трагедию, над которой плакало бы не одно поколение зрителей.
Изначально Бородянский придумал крайне мрачный финал «Афони». Он планировал, что главная героиня Катя Снегирева покончит с собой из-за неразделенной любви к Афоне. Разумеется, в Госкино ясно дали понять, что такой сюжетный ход одобрение не получит. Сценаристу пришлось в срочном порядке придумывать новые варианты развития событий. В итоге у Данелии было целых три сценария.
Планировалось, что финальная сцена будет выглядеть так: Афоня добирается до аэропорта, покупает билет и в ожидании рейса ложится на поле. В этот момент к нему подходит милиционер и требует документы. Герой протягивает паспорт, а в документе — фото улыбчивого молодого человека. После этого милиционер переводит взгляд на Афоню и понимает, что перед ним стоит мужчина с потухшими глазами. Данелия такой вариант не оценил, поскольку комедия и без того получилась слишком мрачной. Режиссер понял — Афоня и Снегирева должны встретиться.
«Такая мрачная концовка мне не понравилась с самого начала. Мы с Александром Бородянским дорабатывали режиссерскую версию и решили изменить финал. Теперь Афоня и Катя встретились. Но я понимал — такое окончание может нарушить логику повествования фильма. Решили оставить так, как задумывали изначально. Но все же я изменил концовку», — вспоминал он.
Финал «Афони» снимали в Ярославле. Когда Евгения Симонова туда приехала, Георгий Данелия понял, что хочет видеть ее героиню в последней сцене. Легкая и притягательная актриса могла своим присутствием превратить трагедию в комедию с нотками доброй печали.
«Когда Симонова добралась до Ярославля и мы занялись съемкой, Катя в ее исполнении получилась невероятно притягательной и чистой. После увиденного мне захотелось добавить ее героиню в концовку. Решили снимать так: главный герой ложится на поле и дожидается самолета. Вскоре на горизонте появляется Катя и произносит знакомую фразу: «Афанасий, мне позвонили, я подумала это вы». В то же мгновение Афоня открывает глаза, но вместо Кати видит милиционера, требующего его документы», — писал Данелия в своей книге.
А под конец последнего съемочного дня режиссер понял, что важно превратить сон Афони в реальность. Было решено: герои действительно встретятся наяву, а их история станет примером того, что иногда даже самое нереальное сновидение может воплотиться в настоящем.