«Не хватило умения, воли... Не хватило таланта»: картина, за которую режиссер Марк Захаров ругал себя всю жизнь
Марк Захаров всегда старался объективно смотреть на свои работы, но часто бывал излишне самокритичным. Поклонники знают его как режиссера, благодаря легкой руке которого, на свет появились многочисленные шедевры, однако сам Захаров не раз говорил, что с трудом пересматривает даже свои наиболее знаковые картины.
В это трудно поверить, но меньше всего режиссер был доволен фильмом «12 стульев». Комедию, снятую по роману Ильфа и Петрова, он называл главным провалом в своей жизни. И нет, дело далеко не в актерах или сценарии. Коллег по съемочной площадке он называл чуть ли не гениями. Захаров мог часами переслушивать композиции, написанные специально для «12 стульев». А вот свою режиссерскую работу он считал, мягко говоря, провальной.
«Не хватило умения, воли... Не хватило таланта», - признавался Захаров в одном из интервью.
Впрочем, удивительного в этом было мало. Фильм «12 стульев» стал первым самостоятельным режиссерским проектом Захарова. Ранее он, конечно, занимался постановками, однако это были театральные работы. Поклонники часто называли режиссера лучшим в рамках сцены, однако за пределами театра ему будто бы не хватало свободы творчества.
И все-таки «12 стульев» превратились в культовую картину. Конечно, не заметить порой откровенную театральность в фильме было практически невозможно, однако для публики это не было поводом для того, чтобы считать Захарова плохим режиссером. Многие, сравнивая экранизацию романа с версией Леонида Гайдая, отдают предпочтение именно версии Марка Захарова – в ней получилось куда больше жизни.
И, к слову, сам Гайдай довольно ревностно отнесся к творческим изысканиям коллеги. По его мнению, «12 стульев» Захарова вполне можно было назвать преступлением. Арчил Гомиашвили вспоминал, как однажды Леонид Иович позвонил ему и рассказал о выходе фильма Захарова.
«Гайдай мне позвонил и сказал:
– Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление.
– Что такое?
– «Двенадцать стульев», снятые Марком Захаровым», - говорил Гомиашвили.