К концу жизни Лидия Смирнова страдала от тотального одиночества и забвения. А сколько ярких романов было у актрисы в молодости! Ее носили на руках композитор Исаак Дунаевский, режиссеры Фридрих Эрмлер и Константин Воинов, оператор Владимир Рапопорт… Она влюблялась, изменяла и бросала бессчетное количество раз. И в старости признавалась, что за грехи пришлось понести тяжкое наказание.
Своей главной ошибкой Смирнова считала аборты.
- Я думала: нет детей - и ладно, - сетовала она в последнем интервью. - Но потом мечтала о ребенке. Я всегда активно участвовала в общественной и партийной жизни, помогала людям: выбивала квартиры, материальную помощь, места на кладбище. Но теперь сама нуждаюсь в помощи. Зависимость, жалость к себе, беспомощность - эти чувства все чаще охватывают меня. Я плачу от одиночества. Иногда приезжает внучатая племянница Марина, и я радуюсь как дитя.
Смирнова проживала в роскошной квартире на Котельнической набережной. Плохо видела и после замены коленного сустава передвигалась с помощью ходунков. Театр киноактера оплачивал ей домработницу. Но после инсульта потребовалась более серьезная помощь. Смирнову поместили в пансионат «Никольский парк» под Зеленоградом, где она и скончалась летом 2007-го. Ей было 92.
Трогательно, но страшно
Киру Крейлис-Петрову (1931 - 2021) называли непревзойденным мастером комедийного эпизода. Актриса была сильным человеком: пережила блокаду Ленинграда и в старости, несмотря на проблемы со здоровьем, до последнего не бросала трудиться - озвучивала мультики, выступала на творческих вечерах и концертах. В доме престарелых Кира Александровна никогда не жила, но однажды так заинтересовалась темой, что написала об этом пьесу.
- В свое время мне попался на глаза очерк о доме престарелых, - делилась Крейлис-Петровас киноведом Сергеем Капковым. - Меня поразила страшная жизнь его обитателей. Я взяла за основу эту статью и написала пьесу «Где мое место?». Ее героями стали одни женщины: бывшая артистка, крестьянка, коммунистка, медсестра... И эту пьесу мы поставили у себя в Александринском театре на малой сцене под названием «Под звуки оркестра». Я играла уголовницу, страшную бабку, которая третирует всех вокруг, издевается и требует лучшие куски. Такого материала мне раньше никто не предлагал. Все плакали, насколько получился трогательный и страшный спектакль. Наш тогдашний руководитель Игорь Горбачев дал согласие о переводе постановки на большую сцену… Тут же раздались голоса: «Ну вот опять!.. Зачем же вновь теребить старые раны?» Отыграли несколько спектаклей, и все кончилось. Те, кто видел «Под звуки оркестра», потом говорили, что наши актрисы исполнили там свои лучшие роли. Пьесу потом увезли в Москву - ее попросила для себя Лидия Смирнова. Но и ей не удалось пробиться с этой темой.
Источник фото: Лариса Кудрявцева,Архив «ЭГ»,Руслан Вороной,Natalya Loginova / Russian Look / Global Look Press