Михаил Булгаков был игрушкой темных сил?
Журналист Саша Новак и художник Валентин Дружинин помогли нам увидеть самые яркие эпизоды жизни творца.
Морфий. Таинственная история излечения
МАРТ, 1917 г.
Михаил Булгаков работает земским врачом в маленьком селе. К наркотику он пристрастился после заражения дифтеритом. В абстиненции имел привычку гонять жену по селу с револьвером.
Она вспоминала: «Чтобы достать морфий, он ездил куда-то. Это все заметили. И он понял: здесь оставаться нельзя, надо сматываться. А тут как раз в Вязьме врач требовался, и его перевели туда».
СЕНТЯБРЬ, 1917 г.
Переезд в Вязьму. Болезнь Булгакова прогрессирует. Жена рассказывала: «Как только проснулись - «иди, ищи аптеку». Я пошла, нашла, приношу ему. Кончилось это - опять надо. Очень быстро он его использовал (Миша кололся дважды в день). Ну, печать у него есть - «иди в другую аптеку, ищи». И вот я в Вязьме там искала, где-то на краю города еще аптека какая-то. Чуть ли не три часа ходила. А он прямо на улице стоит меня ждет».
Во время ломок Булгаков становился агрессивным, угрожал жене, как-то швырнул в нее горящий примус.
ФЕВРАЛЬ, 1918 г.
Переезд в Киев. Жена вспоминала: «Пробовала раз вместо морфия принести дистиллированную воду, так он этот шприц швырнул в меня. Браунинг я у него украла, когда он спал. Потом сказала: «Больше в аптеку не пойду. Они записали твой адрес». А он страшно боялся, что придут и заберут у него печать».
Но случилось необъяснимое. Наркоман, дошедший до смертельных доз, в результате вмешательства неведомых сил, которые будто бы ждали от него неких свершений, вдруг избавился от зависимости. Врач-наркоман остался в прошлом, на свет появился врач-писатель.
Случай с подобным исцелением уникален: опиатная зависимость - одна из самых тяжелых.
Кремль. Иосиф Сталин играл с писателем, как кошка с мышью
К 1930 году книги Булгакова перестали издавать. Были запрещены к постановке пьесы «Бег» и «Зойкина квартира». Спектакль «Дни Турбиных» вышвырнули из репертуара. Писатель остался без средств к существованию. 28 марта 1930 года он написал письмо правительству СССР. Обращаясь «к гуманности советской власти», он просил отпустить его на свободу (то есть за границу), поскольку не может «быть полезен у себя в отечестве». Копию письма передали Сталину.
АПРЕЛЬ, 1930 г.
Булгаков прилег поспать днем, когда в квартире затрещал телефон.
- Может, правда, пустить вас за границу? - раздался в трубке голос с характерным грузинским акцентом. - Мы вам очень надоели?
Михаил Афанасьевич растерялся:
- Я много думал, может ли русский писатель жить вне родины... И мне кажется, не может.
После исторического звонка Булгакова приняли на работу во МХАТ и даже поставили там «Дни Турбиных».
1931 г.
Благополучие оказалось временным. Пьесы ставили и тут же снимали с репертуара. Булгаков несколько раз писал вождю, но тот оставался недоступен. Хотя восхищался пьесой «Дни Турбиных» и даже смотрел ее 15 раз. Писатель то снова просил разрешить ему уехать, то просил вождя стать «первым читателем».
1939 г.
К 60-летнему юбилею вождя Булгаков пишет пьесу «Батум» - о юности Сталина. Вместе с женой и коллегами литератор уже выехал в Грузию для работы над спектаклем, но 15 августа их догнала телеграмма-молния: главный герой «Батума» запретил пьесу о самом себе.
1939 - 1940 гг.
Отношения со Сталиным были настолько изнурительны для гения, что у него резко сдало здоровье. Он стал слепнуть, обострилась болезнь почек. Булгаков снова подсел на морфий, чтобы унять боль. Он диктует жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». Декабрь 1939-го Булгаков провел в отдельном номере кремлевского санатория «Барвиха».
За последние полгода жизни он успел разработать сценарий пьесы «Ласточкино гнездо» - снова о кремлевском горце.
10 марта 1940 г.
Михаил Афанасьевич скончался.
Кстати
* Опыт морфиниста автор описал в рассказе «Морфий».
* Иван Бездомный, герой «Мастера и Маргариты», в эпилоге становится морфинистом. После укола наркотика он видит как наяву все то, что рассказывается о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
Когда Михаил Афанасьевич еще жил в Киеве, ему погадала цыганка. Она предсказала, что он женится трижды. Всех своих жен Булгаков предупреждал о пророчестве и радовался, видя, как оно сбывается.
Татьяна Лаппа (1892 - 1982 гг.)
Булгаков обвенчался с первой женой в 1913 году. Еще до брака Татьяна забеременела и сделала аборт, потратив на это деньги, которые отец прислал на свадебный наряд.
Второй аборт, как рассказывала Лаппа, муж сделал ей собственноручно.
Из книги Юрия Воробьевского «Неизвестный Булгаков»:
«Однажды она с тихой радостью сказала: «Миша, у нас будет чудесный ребеночек!» Муж помолчал немного, а потом ответил: «В четверг я проведу операцию». Тася плакала, уговаривала, боролась. А Миша все твердил: «Я знаю, какие дети бывают у морфинистов». Таких операций Булгакову делать не доводилось. Прежде, чем натянуть резиновые перчатки, он долго листал медицинский справочник. Операция длилась долго. Тася поняла: что-то пошло не так. «Детей теперь у меня никогда не будет», - тупо подумала она; слез не было, желания жить тоже. Когда все было кончено, Тася услышала характерный звук надламывания ампулы, а затем Миша молча лег на диван и захрапел».
Не этим ли жертвоприношением будущий писатель «обручился» с темными силами?
С женой, которая пережила с ним нищету и безвестность, делила тяготы военного времени и ужасы наркомании, Булгаков переехал в Москву. Скоро стал открыто изменять ей, говорил: «Если встретишь меня на улице с дамой, сделай вид, что я тебя не знаю».
А однажды огорошил:
- Пусть Люба живет с нами.
- Как это? В одной комнате? - изумилась жена.
- Но ей же негде жить! - запальчиво ответил Булгаков.
Любовь Белозерская (1895 - 1987 гг.)
Образованная, веселая, она знала несколько языков и обожала шумные вечеринки. Однажды Булгаков не выдержал: «Люба, я же работаю!» - «Ничего, - ответила супруга, - ты не Достоевский!»
Из книги Елены Арсеньевой «Банга-Любанга»:
«Варенька Булгакова приехала на Рождество 1925 года в Москву и остановилась, конечно, у брата. С круглыми глазами Варенька рассказывала потом родственникам, что молодожены большую часть суток проводили в кровати, раздетые, хлопая друг друга пониже спины и приговаривая:
- Чья это жопочка?
Иногда Михаил говорил сестре с тяжким вздохом:
- Люба - это мой крест».
Елена Булгакова (Шиловская) (1893 - 1970 гг.)
Когда Михаил и Елена решили пожениться, повторилась ситуация с первой женой.
- А Люба будет жить с нами! - сообщил Булгаков оторопевшей невесте.
Елена Сергеевна, видимо, стала прообразом Маргариты. Она полностью посвятила себя работе мужа, а после смерти сохранила его архив и добилась публикации главного романа мужа. В 1940 г. она установила на могиле супруга камень «Голгофа», который прежде лежал на могиле Гоголя.
Умирая, Булгаков посоветовал жене завести после его смерти роман с писателем Александром Фадеевым. Та последовала совету. В 41-м, когда в Москве шла паническая эвакуация, Фадеев отдал ей и детям свое купе. Сам остался, после его вывезли самолетом.
Главная книга
Роман «Мастер и Маргарита» настолько многогранен, что до сих пор нет единого мнения, чем является книга - поклонением бесовщине или проповедью христианской любви. Возможно, нескромное обаяние Воланда получилось столь неотразимым вопреки воле автора. Ведь Булгаков отнюдь не был богоборцем.
В 1925 году он пишет: «Ходил в редакцию «Безбожника». Тираж 70 000 и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь, выходит, приходит; маленькая сцена, какие-то занавесы, декорации… На столе, на сцене, лежит какая-то священная книга, возможно, Библия, над ней склонились какие-то две головы. Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно… Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».
Булгаков понимал, что при жизни не увидит свой роман изданным. После смерти Сталина была образована комиссия по булгаковскому наследию во главе с Константином Симоновым. Вдова писателя уговаривала Константина Михайловича прочесть хоть пару глав «Мастера…», но безуспешно. Однажды Елена Сергеевна узнала, что Симонов едет на отдых в Венгрию.
- Я рассчитала, - рассказывала она, - что наш человек, находящийся за границей, на третий-четвертый день начинает тосковать по русскому печатному слову, которое там трудно достать. Я пришла к нему домой, он как раз собирал вещи, и подсунула ему тайком в чемодан рукопись «Мастера». Потом вернулась к себе и стала ждать звонка. Я ошиблась только в сроках. Прошло не четыре дня, а чуть больше недели. Ночью зазвонил телефон. Первые минуты я не могла разобрать ни одного слова, только всхлипы: «Это… невероятно…».
Благодаря Симонову роман был опубликован в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном варианте.
РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ
Булгаков иногда искал в своей судьбе параллели с судьбой Гоголя. Он бросил в огонь черновик будущего романа «Мастер и Маргарита», подобно тому, как Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», и заставил своего Мастера сжечь роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
Однако Гоголь не стал восстанавливать роман. Он видел свою сверхзадачу в том, чтобы показать людям путь к Христу, и понимал, что не сможет осуществить великий замысел.
Булгаков же, словно опекаемый тайными силами, как утверждал исследователь оккультизма Ю. Воробьевский, в августе 1933-го пишет Вересаеву: «В меня словно вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю».
Источник фото: wikipedia.org