«Мымра» Алисы Фрейндлих стала чуть ли не символом своего времени. Но, как оказалось, за эту роль артистка не получила практически ничего.
Фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» по праву носит звание одного из самых успешных проектов всего советского кинематографа. Его смотрят и пересматривают, на нем выросло не одно поколение, а актеры, которые исполнили в нем главные роли, навсегда внесли свои имена в список главных звезд СССР. Среди них, разумеется, и Алиса Фрейндлих, которая буквально проснулась знаменитой, сыграв Людмилу Прокофьевну Калугину.
Практически сразу же после премьеры художественный совет «Мосфильма» выдвинул сам «Служебный роман» и его артистов на Государственную премию. По тем временам сумму обещали выдать немаленькую – каждому по 5 тысяч рублей на руки, что сопоставимо примерно с 35 средними советскими зарплатами. Удивительно, но в списки лауреатов попали все, кроме Алисы Фрейндлих.
Солидную награду получили Басилашвили, Немоляева, Мягков и многие другие. Кто-то из них потратил эти деньги на новенькие «Жигули», а кто-то поспешил встать в очередь на квартиру. Такой поворот событий, мягко говоря, удивил Фрейндлих, но, как оказалось, у случившегося была вполне логичная причина.
Выяснилось, что актриса не могла номинироваться на кинопремию только из-за того, что незадолго до выхода «Служебного романа» она уже получила щедрую награду за заслуги в качестве актрисы театра. В законе на тот момент было строго прописано, что между получениями подобных премий должно пройти не меньше двух лет.
«Тогда, кроме Государственной премии, ничего не было. Случались и вполне абсурдные вещи. Получая мешки зрительских писем после «Служебного романа», я была единственной, кто не получил Государственную премию за этот фильм. Потому что по тогдашнему порядку нельзя было давать награды раньше, чем через два года после предыдущей. А у меня уже была премия за театральную роль», - рассказывала звезда в интервью.
Оскорбленная Фрейндлих на долгие годы затаила обиду на Рязанова, который не поспособствовал ей в этом деле, да и на весь «Мосфильм» в целом. Впрочем, и без всяких премий актриса всегда была одной из наиболее значимых персон советского кино и, пожалуй, остается таковой по сей день.