Почему Фрейндлих сильно обиделась на Рязанова за «Служебный роман»
Фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» по праву носит звание одного из самых успешных проектов всего советского кинематографа. Его смотрят и пересматривают, на нем выросло не одно поколение, а актеры, которые исполнили в нем главные роли, навсегда внесли свои имена в список главных звезд СССР. Среди них, разумеется, и Алиса Фрейндлих, которая буквально проснулась знаменитой, сыграв Людмилу Прокофьевну Калугину.
Практически сразу же после премьеры художественный совет «Мосфильма» выдвинул сам «Служебный роман» и его артистов на Государственную премию. По тем временам сумму обещали выдать немаленькую – каждому по 5 тысяч рублей на руки, что сопоставимо примерно с 35 средними советскими зарплатами. Удивительно, но в списки лауреатов попали все, кроме Алисы Фрейндлих.
Солидную награду получили Басилашвили, Немоляева, Мягков и многие другие. Кто-то из них потратил эти деньги на новенькие «Жигули», а кто-то поспешил встать в очередь на квартиру. Такой поворот событий, мягко говоря, удивил Фрейндлих, но, как оказалось, у случившегося была вполне логичная причина.
Выяснилось, что актриса не могла номинироваться на кинопремию только из-за того, что незадолго до выхода «Служебного романа» она уже получила щедрую награду за заслуги в качестве актрисы театра. В законе на тот момент было строго прописано, что между получениями подобных премий должно пройти не меньше двух лет.
«Тогда, кроме Государственной премии, ничего не было. Случались и вполне абсурдные вещи. Получая мешки зрительских писем после «Служебного романа», я была единственной, кто не получил Государственную премию за этот фильм. Потому что по тогдашнему порядку нельзя было давать награды раньше, чем через два года после предыдущей. А у меня уже была премия за театральную роль», - рассказывала звезда в интервью.
Оскорбленная Фрейндлих на долгие годы затаила обиду на Рязанова, который не поспособствовал ей в этом деле, да и на весь «Мосфильм» в целом. Впрочем, и без всяких премий актриса всегда была одной из наиболее значимых персон советского кино и, пожалуй, остается таковой по сей день.