Как кинодеятели стали писателями и поэтами: что заставило Рязанова, Гурченко и Мягкова взяться за перо
В негласном рейтинге актерских мемуаров лучшей считается трилогия Людмилы Гурченко «Мое взрослое детство», «Аплодисменты» и «Люся, стоп!». Актрису отличают отличный язык и юмор. Помните, конечно:
- Людмила Марковна, мы с друзьями тут поспорили: сколько вам лет?
- Мне 27 лет и много-много месяцев. Все, до свидания».
А благодарить же за появление этих книг следует Андрея Кончаловского. Во время съемок «Сибириады» он услышал рассказы Гурченко о ее непростой жизни и настоял, чтобы та не откладывая приступила к мемуарам.
- Писать я стала под его напором, - смеялась Гурченко. - Сначала пользовалась амбарными книгами по семьдесят копеек. И писала каллиграфическим почерком. Но очень скоро не выдерживала и семенила до неразборчивых микроскопических закорючек. Потом злилась, что ничего не могу разобрать. Затем плюнула и перешла на свой естественный размашистый, бесовской, но удобный почерк. А что приходило в голову хорошего после, то и сбоку, и поперек, и между строчками. И ничего не могла разобрать.
После этого все заполненные амбарные книги актриса одним пальцем перепечатала на пишущей машинке.
Матерные детективы для жены
Как-то раз актриса Анастасия Вознесенская пожаловалась своему супругу Андрею Мягкову:
- Что бы такое почитать? Обожаю детективы, но, кажется, перечитала все, что было написано.
Андрей Васильевич намек понял и написал для супруги… детективный роман. Супруга порыв оценила, и вдохновленный Мягков следом настрочил еще две книги. В 2010 году даже был снят сериал «Сивый Мерин», где главного героя, следователя Всеволода Мерина, играет Александр Домогаров.
Мягкову удалось мастерски закрутить сюжет, хотя актер признавался, что это для него было не главной задачей.
- Прежде всего я хотел показать историю любви, - говорил Мягков.
Все книги были изданы в АСТ, но имеют невысокий рейтинг. Читатели отметили хороший язык, но большое количество мата и «потрахушек» на квадратный сантиметр текста.
Первый поэт среди режиссеров
В истории кинематографа не было другого такого режиссера, кто бы столь же виртуозно разбирался в поэзии, как он. Эльдар Рязанов практически открыл нам поэта Кочеткова с его «Балладой о прокуренном вагоне». Да и многие выдающиеся стихотворения впервые прозвучали именно в кино, в рязановских фильмах.
Когда Эльдара Александровича спрашивали, как он стал поэтом, режиссер отшучивался. Мол, писать стихи заставила неистребимая традиция интеллигенции заниматься не своим делом. На самом деле режиссер лукавил: он был очень даже неплохим автором.
Но при этом стеснялся того, что пишет стихи, и поначалу выдавал свои тексты за переводы иностранных авторов.
Многие песни на слова Эльдара Рязанова на слуху миллионов людей. Это «У природы нет плохой погоды» из кинофильма «Служебный роман», песня «Живем мы что-то без азарта» из кинофильма «Вокзал для двоих», знаменитый романс Ларисы «Я словно бабочка к огню…».
В 90-е «Мелодия» выпустила первую пластинку песен Эльдара Рязанова, причем текст на конверте написал Леонид Филатов. А сборник его стихов выходил в издательстве «Эксмо».