Из-за постельных сцен «Экипажу» не дали Госпремию

Леонид Филатов и Александра Яковлева

1979-й оказался для нашего кинематографа рубежным. Тогда была принята директива, целью которой стало вернуть зрителей в кинозалы. Ведь стремительно развивающееся телевидение усадило советских граждан в уютные домашние кресла. Чиновники постановили: отечественные режиссеры должны снимать, как в Голливуде.

Рассказать о любви, такой, какая бывает в жизни, взялся Владимир Меньшов, приступивший к созданию ленты «Москва слезам не верит». Динамичный боевик с эффектными драками и перестрелками «Пираты XX века» в Крым отправился снимать Борис Дуров. А Александру Митте в связи с новыми установками дали добро на фильм-катастрофу «Экипаж», заявку на который он подал еще в 1976-м.

Митте пришлось переписать изначальный сценарий и перенести сцены бедствия куда подальше - «чтобы не подрывать престиж советской авиации». Так он с группой товарищей и придумал «африканский» город Бидри (по всей фактуре - это, скорее всего, в Северном Иране), где по фильму произошло страшное землетрясение. Маршал авиации Бугаев лично дал добро на создание «Экипажа» и обещал во всем оказывать содействие.

Но, увидев отснятый материал, чиновники схватились за головы. В кадре мелькали голые женские ягодицы и соски.

- Это что за порнография!? Срочно вырезать! - услышал вердикт режиссер.

А ведь Александру Наумовичу и так долго пришлось уговаривать исполнителя главной роли Леонида Филатова раздеться для постельной сцены.

- Но не надо меня называть дедушкой русской эротики - у меня же внуки подрастают! - сетовал кинорежиссер, которому сейчас 91 год. - Я снимал не эротические сцены, а то, как люди любят друг друга. Это же в джинсах, как настаивал Филатов, никто не делает, согласитесь.

Роль холостяка-бабника начинающему тогда актеру была ну совсем не по душе. Но работа есть работа… Тем более что в проект его позвали в качестве спасательного круга - Олег Даль, утвержденный на образ бортмеханика Скворцова и снявшийся в нескольких эпизодах, наотрез отказался продолжать.

- Роль не идет, текст не держу, ночами не сплю - психую, - вытянул перед собой дрожащие руки актер, уговаривая убрать его из проекта.

- Как так? Что за хворь такая непонятная - надуманно все, блажь! - решили киноначальники и издали указ о запрете снимать Даля в течение трех следующих лет. Но не прошло и года, предписание нарушили. А в 1981-м Олег Иванович скоропостижно умер в 39 лет.

Слезы и бюст

Стюардессой Тамарой должна была стать Елена Проклова. Но популярную молодую актрису только-только ввел в несколько спектаклей Олег Ефремов, и от предложения Митты она отказалась. Категоричное «нет» сказала и Елена Коренева. У Яковлевой же выбора не было. Зареванную, ее увидел в коридорах Мосфильма Митта и тут же позвал в свою картину. А плакала она оттого, что снова не утвердили. На этот раз на роль дочери главного героя в «Осенний марафон». Митта же Яковлевой оказался доволен.

- Это она! Мы нашли свою героиню! - объявил он группе.

К слову, для постельной сцены с Филатовым разделась Александра без лишних разговоров.

- Ну а как я могла отказаться? Первый фильм, главная роль… Я безумно благодарна Александру Наумовичу за такой старт. И конечно, даже мысли не допускала капризничать. Хотя внутри меня кипело и приходилось бороться со стеснением, которое было, наверное. Даже больше, чем у Лени, - вспоминала актриса.

В итоге «Экипажу» не дали Госпремию.

- Нас выдвинули, но посмотревшие фильм учительницы со всей страны начали слать жалобы: «Голые задницы! Разврат!» И с наградой «Экипаж» прокатили, - делился директор фильма Борис Криштул.

Водка и измены

Возможно, съемки этой или другой сцены - кто ж сейчас вспомнит? - стали отправной точкой романа юной Саши и взрослого члена съемочной группы (говорили, что это кто-то из операторов). На него же положила глаз и актриса Ирина Акулова, игравшая жену-стерву - Алю Ненарокову.

- Устоять перед ней было невозможно - любого мужика понимаю. Но Ира же знала, что у нас с ним отношения, и позволила себе поступить так некрасиво, - рассказывала Яковлева, вспоминая, как приехала после выходных и застукала ухажера в гостиничном номере голым рядом с Акуловой.

Яковлева очень тогда рассердилась. А Акуловой было все равно. Она таким образом отомстила тогдашнему мужу, который ей изменил.

Ирина побывала замужем трижды, и каждый ее раз брак рушился после того, как она ловила супруга на неверности. В мужчинах Акулова окончательно разочаровалась лет в 40 и, бросив все, уехала жить в родной городок Кинешма, что в Ивановской области. Там она до сих пор.

- Были у нее и здесь романы, но тоже с невеселым концом. Теперь окружила себя кошками и говорит, что они самые преданные существа на планете, - делятся соседки. - Конечно, в том, как у Иры жизнь сложилась, виноват и алкоголь. Женщин он разрушает необратимо.

Ирина Акулова и Рома Монин в «Экипаже» и в наши дни (в кружках) 

«Не играл заученную роль»

Роман Монин, сыгравший маленького сына Ненароковых, имеет два высших образования - окончил Московский авиационный институт и Московскую международную школу бизнеса. В 2011-м он возглавил российское представительство всемирно известной швейцарской компании Logitech.

- Никогда не скажу, что тот киноопыт был лишним. Мне было пять лет, и я просто жил на площадке, а не играл заученную роль, - признается Роман.

С миру по «Тушке»

Сцену коллапса в «африканском» аэропорту снимали в Домодедове. Жгли списанные самолеты. Например, киношникам подогнали из Киева Ту-154б, который стоял на приколе после того, как в 1976-м во время полета в салоне была разлита ртуть.

Снялся в культовой картине и хвост новенькой «Тушки», доставленный в Москву на железнодорожной спецплатформе из Новосибирска. 18 февраля 1978 года Ту-154А готовили к очередному рейсу, и один из техников, прогревая салон, недоглядел за обогревателем. «Оставленная перед калорифером ветошь с потоком воздуха попала в него, загорелась и через рукав была выброшена в кабину. Возникший очаг пожара был обнаружен поздно, когда меры по его ликвидации остались безрезультатными», - запротоколировано в документах Госархива Новосибирской области.

Не обошлось, конечно, и без комбинированных съемок, в которых использовали модели-копии в масштабе 1:200. Теперь они хранятся в музее Мосфильма.


Кстати