Черная метка Ильи Репина: большинство позировавших художнику плохо кончили

Илья Репин
Илья Репин
180 лет назад родился Илья Репин - великий живописец, заставший крепостное право и две кровавые революции. Он считался передвижником, но был способен развиваться и в рамках классической формы, в мастерстве и новаторстве намного опережая тогдашних коллег по цеху. Техникой импрессионизма маэстро также владел в совершенстве, но философию модного течения до конца жизни так и не разделил.

Самая известная его работа - «Иван Грозный и сын его Иван». Скандальную известность картине добавила выходка пьяного придурка, шесть лет назад вспоровшего холст железной стойкой ограждения. Он заявил о несоответствии картины исторической правде, однако на судей, отправивших вандала на 2,5 года за решетку, это впечатления не произвело.

В момент смерти царевича государь находился в Александровской слободе за много верст от Белокаменной. Просто Илье Репину сильно хотелось оскорбить венценосную особу, помазанника Божьего.

- Художник впал в шарж и непозволительное безвкусие, представив вместо настоящего царского облика какую-то обезьяноподобную физиономию, - возмущался профессор анатомии Императорской академии художеств Федор Ландцерт.

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван»
Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» 

Подъем рыцарского духа

Еще одно знаменитое полотно Ильи Ефимовича - «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 1892 году, шедевр Репина, над которым он работал 11 лет, был выставлен в Академии художеств. В письме Николаю Лескову мастер так описывал своих «Запорожцев»: «Наше Запорожье меня восхищает свободой, подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой».

Запорожские казаки для Репина, как и для Гоголя, - русские люди. Им и в страшном сне присниться не могло, что их потомки откажутся от православия и станут подчиняться раскольнику Варфоломею - живущему в Стамбуле греку, бывшему офицеру турецкой армии.

Картина Репина «Запорожцы»
Картина Репина «Запорожцы» 

Таинственные смерти

Художник написал множество портретов, но в какой-то момент заказы прекратились. А все из-за Корнея Чуковского, заявившего: «В его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского - он тотчас умер. Написал Писемского - и тот умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и скончался».

Один знакомый, который терпеть не мог жестокого премьер-министра Столыпина, в шутку попросил Репина взяться за его портрет. По роковому совпадению Саратовская дума вскоре заказала ему такую картину. Когда портрет главы правительства был закончен, тот уехал в Киев, где его застрелил масон Мордахаем Богров.

«Портрет
Портрет Льва Толстого кисти Ильи Репина 

Ошалевший писатель Бунин

Репин прожил до 86 лет, сохранив до конца острый ум и буйный темперамент. Совершенно не пил алкоголь, делал гимнастику, плавал в прохладной воде, работал в саду, ездил верхом, катался на лыжах и обожал танцы - вальс, мазурку, краковяк и лезгинку. Даже после 70 заводил любовниц, одну из которых, учительницу французского языка Алису Ривуар, охотно рисовал голой. Крепкий был мужик.

Илья Репин в мастерской (1920)
Илья Репин в мастерской (1920) 

Иван Бунин вспоминал:

- Приезжаю: дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме - окна настежь. Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать, как Господь Бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело, и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите». Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал - страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…