Отказался от карьеры в армии, тратил гонорары на антиквариат и снимал даже после инсульта: как кинематограф перевернул жизнь Владимира Басова
Для Владимира Басова кино всегда было больше, чем обыкновенная работа. Он жил творчеством и снимал фильмы практически до самых своих последних дней. Актер и режиссер ушел из жизни в 1987 году, а 28 июля 2024-го он мог бы отметить свой 101-й день рождения. Каким мы запомнили Владимира Басова, и что для него значил кинематограф на самом деле?
Снимать, снимать и еще раз снимать
Для Владимира Басова главной отдушиной всегда была работа. Даже в годы войны он ни на миг не забывал о кино и организовывал показы для сослуживцев, а вместе с этим руководил ансамблем художественной самодеятельности.
«Несколько раз в расположение нашего подразделения приезжала машина-фургон. Ее тут же ставили в укрытие поближе к передовой. Разведчики или пехотинцы в сумерках разворачивали экран почти на нейтральной полосе. Из фургона запускали фильмы. Сначала, для «затравки», какой-нибудь видовой: березы, Волга, поля… Потом еще подобный ролик. Смотрели и с нашей и с той стороны. В вечернем воздухе звуки музыки, речь разносились далеко и отчетливо. Когда аппарат перезаряжали — наступала тишина…», - вспоминал Владимир Павлович.
Видел себя только в кино
После войны командование не раз предлагало Владимиру Басову связать свою жизнь с артиллерийским делом, однако он твердо решил, что будет направлять свою судьбу в сторону кинематографа. В 1947 году Басов поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Еще будучи студентом он стал ассистентом режиссера, и в 1952-м устроился работать на «Мосфильм». Активный творческий процесс в жизни Владимира Павловича наступил в 1964 году, а известность пришла к нему после выхода киноэпопеи «Щит и Меч».
Гонорары уходили на самые необычные вещи
Владимир Басов всегда был любителем необычного. Даже свои гонорары за многочисленные картины он тратил на красивые вещи. Ради какой-нибудь редкости режиссер был готов отдать все имевшиеся у него деньги. Так случилось, например, во время съемок в Балтии.
На глаза Басова в одном из частных домов попался антиквартный фарфоровый унитаз немецкой фирмы «Meisen». Владимир Павлович отдал за него весь гонорар, надеясь расположить в своей московской квартире. Во время ремонта рабочие повредили унитаз, поэтому многие годы Басов использовал его в качестве стула.
Последние годы жизни
К началу 1980-х годов здоровье стало подводить режиссера. Басов к тому времени уже не снимал фильмы, однако в 1981 году вернулся к работе ради экранизации романа Юрия Скопа «Техника безопасности». Лента получила название «Факты минувшего дня», и именно за нее Владимир Павлович заработал звание народного артиста СССР и был удостоен государственной премии РСФСР.
В 1983 году у Басова случился инсульт, после которого талантливый режиссер и актер оказался прикованным к постели. Едва придя в себя, он выпустил фильм «Время и семья Конвей», а в 1986 году свет увидела последняя лента Владимира Павловича – картина «Семь криков в океане». Над ней он, кстати, работал совместно со своим сыном Владимиром Басовым-младшим. Режиссер умер 17 сентября 1987 года в Москве. Жизнь Владимира Басова прервалась из-за второго инсульта. Его могила находится на знаменитом Кунцевском кладбище.