Ведущая «Времени» Аза Лихитченко подарила экс-мужу бизнес на миллиард

aza_pre
Аза Лихитченко
В минувший четверг в Москве простились с Азой Лихитченко - легендарной ведущей программы «Время» и диктором советского телевидения. Церемония прошла в траурном зале Троекуровского кладбища, где Азалию Владимировну, скончавшуюся 6 июля в 86 лет, и похоронили. В числе поклонников Лихитченко в свое время были Владимир Высоцкий, который звал ее замуж, и Леонид Брежнев, постоянно осыпающий ее комплиментами.

Проводить Лихитченко в последний путь пришли только двое ее коллег - дикторы Евгений Кочергин и Алла Данько.

- Несмотря на разницу в возрасте, с Азалией мы дружили, - смахивая слезы, призналась 78-летняя Алла Георгиевна. - Лет пять назад у меня в квартире работала программа Первого канала «Идеальный ремонт». И на это время, а ремонт занял целый месяц, она, ни секунды не думая, предложила мне пожить у себя. Причем со мной была еще и собака. А у нее - кошка. Ну ничего, справились. Катя, дочка Азалии, говорит, что кошка сейчас невероятно по ней скучает. Своей домашней любимице моя подруга разрешала все! Лазить куда захочет, спать с хозяйкой, есть с ней за столом… Пусть земля будет нашей дорогой Азалии пухом.

Данько добавила, что в эти жаркие дни очень плохо себя чувствует. Из-за неважного самочувствия на панихиду не смогла прийти другая легенда советского телевидения - 84-летний диктор Дина Григорьева, которая, как и Лихитченко вела программу «Время».

«Аза
Аза Лихитченко (справа) с коллегами Светланой Жильцовой и Игорем Кирилловым (1970 г.) 

- Азочка скончалась? Какое страшное горе! - узнала от нас печальную новость Дина Анатольевна. - Передавайте ее родным и близким мои самые искренние соболезнования… Недавно у себя дома я потеряла сознание. Но меня спасли медики. В госпитале Бурденко прошла курс иглоукалывания и теперь чувствую себя получше.

За год до смерти Азу Лихитченко тоже экстренно госпитализирована в реанимацию одной из московских клиник. Сообщалось, что у нее было подозрение на инфаркт. А ситуацию усугубили хронические болезни. Но причина смерти Азалии Владимировны так и осталась неозвученной.

«Он же такой страшненький»

Конкурс на телевидение москвичка Лихитченко прошла в 1960 году, когда училась на актрису на последнем курсе Школы-студии МХАТ. До поступления в театральный Азалия жила под фамилией матери - Сидорова, но во время экзамена вдруг назвалась фамилией отца, которого помнила только на фото. Уйдя на фронт, тот пропал без вести. Но его фамилию дочка потом прославила на весь Союз.

Поступая в Школу-студию, Аза увидела первокурсника - сына маститого писателя Александра Фадеева и актрисы Ангелины Степановой Сашу - и влюбилась в него без памяти. Вспоминала:

- Мне было безразлично, кто его родители. Просто потеряла голову от сумасшедше красивого парня. Саша мне тоже симпатизировал, но не мог устоять ни перед одной смазливой девчонкой. Сам признавался: «В отношении хорошеньких женщин я абсолютно безволен - может увести за собой любая». А я, бедная, мучилась от ревности, плакала ночами, но других к себе близко не подпускала.

«Прощание
Легендарный Евгений Кочергин (в желтом поло) у гроба Азалии Владимировны 

Одним из ее настойчивых ухажеров стал однокурсник Володя Высоцкий. Однажды студентов отправили с концертом в подшефный колхоз. Выступление закончилось за полночь, и гастролеры заночевали в местной школе.

Лихитченко улеглась на топчане в комнатке под лестницей. Едва задремала, пришел Высоцкий с просьбой пустить и его на постой. «Все места заняты, приткнуться негде, а у тебя топчан широкий», - нашел повод сблизиться с девушкой будущий актер и поэт.

- Встаю, надеваю огромный прорезиненный плащ, заворачиваюсь в него и со словами: «Ну, гад, если только попробуешь тронуть - убью!» - ложусь на топчан и отворачиваюсь к стенке, - рассказывала об этой ночи Азалия. - Вовка устраивается рядом, минут пять ворочается, бубнит что-то под нос, потом поднимается и с разочарованным вздохом уходит на сеновал.

«Прощание
Алла Данько в последний раз поцеловала подругу 

Попытки добиться взаимности от Азы Владимир не оставил. Часто приходил к ней домой и даже оставался на ночлег в проходной комнате. Делал предложение руки и сердца. Правда, маме Лихитченко потенциальный зять не нравился:

- У тебя же с ним не роман? - интересовалась она у дочери. - Он же такой страшненький! Другое дело Саша Фадеев - красавец, глаз не отвести!

Душа Азы, твердо отказавшей Владимиру, и правда рвалась к Фадееву-младшему.

«Высоцкий
Высоцкий так и не смог добиться своего от Лихитченко. Она была без ума от Саши Фадеева (внизу)  

- Любила его много лет, - делилась диктор с «Караваном». - Он то появлялся, то исчезал, я безмерно страдала от его ветрености, безвольности и измен. Однажды, когда уже работала на телевидении, между нами состоялся серьезный разговор.

В итоге, обсудив, что оба очень симпатичны друг другу, они решили пожениться. Но уже через несколько минут вдрызг разругались. Александр заявил, что ему срочно нужно ехать на дачу к друзьям, которые его там ждут. А Лихитченко настаивала, чтобы он остался с ней.

«Взыграла глупая гордость»

После той ссоры сын писателя долго не появлялся, а потом диктор узнала, что он женился на Людмиле Гурченко. Сама она приняла предложение от другого Саши - Менделеева, сотрудника газеты «Известия», автора сценариев документальных фильмов. В том числе ленты «Срочно требуется песня», где Высоцкий исполнил свой знаменитый «Порвали парус».

«Прощание
Прощание с Азой Лихитченко 

От Менделеева, с которым Лихитченко прожила 17 лет, в 1965-м она родила единственную дочь Катю, позже ставшую доцентом учебно-научного центра МГУ.

Со вторым мужем Александром Ботвиновым, хирургом и главврачом Боткинской больницы, Аза Владимировна познакомилась случайно во время телеинтервью, которое брала вместо заболевшего коллеги.

Ботвинов, по словам диктора, патологически ее ревновал, хотя и сам похаживал налево. В итоге они расстались, также пробыв вместе 17 лет. Еще во времена их брака Александр Михайлович создал фирму по поставке медоборудования.

«Прощание
Скромная могила Азалии Владимировны на Троекуровском кладбище 

- Сделал это при моем непосредственном участии, - говорила Азалия Владимировна. - Предприятие быстро пошло в гору, но супруг перестал вносить деньги в семейный бюджет. Оправдывал это тем, что бизнес требует постоянных вложений. Все девяностые не получила от него ни копейки - дом вела только на то, что зарабатывала сама. В 2000-м мы развелись официально, при этом я не стала претендовать - взыграла глупая гордость! - даже на малую долю в бизнесе, который на тот момент стоил больше миллиарда. А между тем даже по документам тридцать процентов в нем принадлежало мне...

Что же касается личной жизни диктора после второго развода, то она сама описывала ее так:

- С тех пор у меня никого не было. Хотя и ухаживали, и замуж предлагали. Досыта наелась в двух первых браках.