«Он прожил еще около пяти лет»: как Борис Ельцин помог в борьбе со смертью известному актеру Михаилу Данилову
Застенчивый артист
«Миша Данилов был человеком стеснительным. Он с продавщицами в магазине с трудом без запинок разговаривал, а уж как краснел, когда к нему поклонники подходили!» — вспоминал друг актера, штатный фотограф БДТ Борис Стукалов.
Как Данилов стал артистом? Сначала об этом и речь не шла. Школьником Миша страстно увлекался астрологией. Даже грузчиком подрабатывал, чтобы накопить денег на телескоп. После окончания школы учиться решил в Ленинградском университете по специальности «астрофизика».
Вот в те годы с подачи однокурсницы и увлекся Данилов самодеятельностью — начал пропадать в студенческом театре. Получив один диплом, отправился за вторым — в институт театра, музыки и кинематографии.
Михаил Викторович сыграл почти в 80 художественных фильмах и фильмах-спектаклях. Особенно известны работы Данилова в картинах «На всю оставшуюся жизнь», «Почти смешная история», «Визит дамы», «Процесс». Последней ролью артиста стал Берлиоз в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары.
«Я служу на театре»
«Он никогда не ходил, не просил. Играл то, что ему давали, и никогда не было заметно, что какую-то роль он с удовольствием играет, а вот эту — «через кожу». И всегда говорил: «Я служу на театре», — поведал о друге Борис Стукалов.
Полностью отказавшись от алкоголя, Данилов всегда находил, чем занять каждую свободную минуту. Например, великолепно фотографировал. На этой почве и сошелся со Стукаловым — признанным мастером. Своими руками делал прелестные курительные трубки.
Борис Николаевич об этом рассказывал:
«У него был такой маленький токарный станочек. Дочка Катя сшила ему передник, там на кармане изображена трубка. Шкафчик набит инструментами. Инструмент он везде покупал, где ему удалось побывать».
Да-да, Михаил Викторович был семейным человеком. И женился лишь единожды. О супруге рассказывал кране мало. Причина все та же — скромность, застенчивость. Сам делал в квартире ремонт, да такой, что гости завидовали. Управлялся и с электрикой, и с сантехникой.
«Я понял, мы никогда не пойдем с ним на белые ночи»
Тяжело заболел Данилов в 1990-е. Времена и так были тяжелыми. А тут еще потребовалась операция за границей. Помогали артисту, что называется, всем миром. Михаила Викторовича действительно искренне любили и почитали.
«Была опухоль в легком с метастазами в почке. Он в США сделал операцию. На реанимацию тогда Борис Николаевич Ельцин дал свои личные деньги. Данилова это спасло. Он прожил еще около пяти лет», — вспоминал Олег Басилашвили.
Свое участие в судьбе Данилова Ельцин тогда не афишировал. Пожертвовал гонорар от книги, вышедшей за рубежом. Однако прошло время, и болезнь вернулась. Нужно было снова лететь за океан. Снова собирали средства — коллеги, поклонники.
«Миша был уже не в очень хорошем состоянии, у него была большая слабость, и он сказал: «Вот я вылечусь, приеду, мы с тобой пойдём на набережную Невы. Была у него такая мечта, отснять белые ночи. Мне стало очень грустно, потому что я понял, мы никогда не пойдём с ним на белые ночи. Он отдал мне свои плёнки, бумагу», — печалился Борис Стукалов.
В этот раз помочь врачи не смогли, Данилов скончался в американской клинике в возрасте 57 лет. Урну с прахом артиста захоронили в 1994-м в его родном Ленинграде — на Большеохтинском кладбище.