Алексей Баталов стал одним из самых видных актеров советского кинематографа. Более того, в стране, где по известной присказке секса не было, этот артист стал настоящим секс-символом. Хотя, честно говоря, писанным красавцем Алексея назвать трудно.
Звездное будущее Баталова было предопределено еще в раннем детстве. Его мама Нина Ольшевская числилась мхатовской артисткой, и они жили во дворе знаменитого театра. Помимо родительницы еще восемь родственников Алексея служили в труппе МХАТа. В общем, окружение у Баталова было что надо.
Переехав после развода отца и матери на Большую Ордынку, будущий артист попал в еще более интересные условия. Мальчик встречался с Пастернаком, Зощенко, Булгаковым и чаще, чем родную бабушку, видел саму Анну Ахматову. Поэтесса многому научила Баталова и оставила неизгладимый след в его душе. Более того, именно она когда-то дала Алексею деньги на первую в жизни машину.
«С детства мы, дети, привыкли к появлению Анны Андреевны в доме и к отношению к ней со стороны окружающих как к какому-то избранному человеку. И воспитание нас, детей, с ее стороны происходило незаметно. Разве что мягко скажет: «Кажется, я вас этому не учила…» И весь ее облик, вся речь ее были словно из прошлого галантного века. Я плохо учился в школе и во многом обязан тем, что грамотно говорю, именно ей», — вспоминал незадолго до своей смерти 15 июня 2017 года Баталов.
По всему выходило, что Алексею прямая дорога была в театр. Он получал образование в Школе-студии МХАТ, начал штурмовать сцену… но без особого успеха. А вот в кино Баталов смотрелся органично, камера его в любом возрасте любила. Первые же роли актера можно считать удачными. Но настоящий успех пришел к Алексею после выхода лент «Бег», «Звезда пленительного счастья» и, конечно, оскароносного фильма «Москва слезам не верит».
«Он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора» — цитата из этой картины, которая до самой смерти преследовала Баталова.
Примечательно, что сам Алексей не возносил свою работу в картине «Москва слезам не верит». Хотя сейчас многие считают роль Гоши визитной карточкой артиста. И именно она и принесла Баталову славу секс-символа СССР.
Получивший практически аристократические воспитание Баталов был в то же самое время очень прост в общении и на экране. Надо сыграть работящего мужика в кадре — он и играет. В том же фильме «Москва слезам не верит» мы видим разного Алексея: романтик, герой, хохмач, работяга, спивающийся упрямец… Он был удивительно всем близок, и советские женщины сходили по нему с ума.
«Вон Баталов без усов, а бабы по нем сохнут!» — шутила героиня Мордюковой в «Родне».
«Уж очень я какой-то идеальный получился» — а это уже пророческие слова самого Баталова в роли Гоши в ленте «Москва слезам не верит». Но для многих поклонников Алексей таким был и оставался до самой смерти. Его уважали и как человека, и как действительно великого артиста. В то время, как многие актеры получили возможность зарабатывать гонорары на ТВ, просто появившись в кадре на несколько секунд, Баталов не хотел легких денег ценой репутации.
«Понимаете, есть вещи, которые я просто не могу делать. Например, сниматься в рекламе или пойти в какой-то низкопробный сериал, лишь бы заработать. Точно так же не могу брать что-то у моих поклонников, простых людей, ведь сейчас жизнь такая тяжелая…» — говорил Алексей Баталов за неделю до своей смерти.