В начале пути Настя Заворотнюк делала все, чтобы попасть на экран, а в конце - чтобы не попасть

Анастасия Заворотнюк
Запомним ее такой!
После пяти лет самоотверженной борьбы с раком мозга в московском хосписе на руках у мужа Петра Чернышева в 53 года ушла из жизни актриса Анастасия Заворотнюк. «Шо делается, мама дорогая», - эта фраза, произнесенная с характерной интонацией и фрикативным южным гэканьем, моментально прозвучала в ушах, поражая своим несоответствием печальному поводу.

Именно так удивлялась Вика из ситкома «Моя прекрасная няня», ставшего популярным на всем постсоветском пространстве. В двухтысячные Настя Заворотнюк полюбилась всем. За то, что изрекала глупости с детской непосредственностью, за то, что забавно хлопала пушистыми ресницами, за то, что доказала: глупенькими могут быть не только блондинки. За то, что радовала, когда жизнь была тяжела и особенных поводов не находилось.

Сюжет сериала был предельно прост: Вика Прутковская, провинциалка из Мариуполя, переехавшая в Бирюлево, удачно устраивается няней в богатый дом к продюсеру Максиму Шаталину (Сергей Жигунов), влюбляется в него и к концу шестого сезона удачно выходит замуж.

Фильм стал нашим первым форматом, удачно перерисованным с западного, и уже позже, когда стало известно о тяжелой болезни Заворотнюк, пошли слухи и о том, что продюсеры скопировали заодно и проклятье «няни». По странному стечению обстоятельств, страшная болезнь настигала одного за другим исполнителей главных ролей как в американском первоисточнике, так и в российском аналоге.

Впрочем, настоящая правда состояла в том, что своим успехом сериал почти целиком и полностью обязан Заворотнюк. Вернее, как считалось, ее красоте. Настя была прелесть какая дурочка, и, когда подолгу засиживалась в гримерке, обязательно находился остроумец, чтобы сказать: «Ну конечно, были бы вы такими страшненькими, как Настя Заворотнюк, тоже бы гримировались по три часа».

Шутка была смешная, ибо абсурдная.

«Анастасия
Снимаясь в своей последней в жизни фотосессии с маленькой дочкой для «Hello!», Настя уже знала о своем страшном диагнозе - глиобластоме 

Времени нет

Про актерские качества Заворотнюк говорить было не принято. Мол, какие такие качества, просто красивая. А еще - глупая. Так считали театральные критики, припоминавшие ей при каждом удобном случае «дурацкий» выбор. Когда-то она играла у самого Табакова, а потом легкомысленно бросила мэтра в пользу глупого ситкома.

Что и говорить, бросила некрасиво: снималась в очередной серии «Няни», забыла, что вечером у нее спектакль. Не предупредила, показ сорвала. А когда набралась смелости и пошла извиняться, Табаков рассвирепел и послал подальше.

- Так она осталась няней из Бирюлева, - подытоживают театральщики, испуская трагичный вздох.

Но жизнь и смерть Заворотнюк показали, что в некоторых случаях и остаться няней из Бирюлева может быть сродни подвигу. Мало кто задумывался о том, что ее такой глупый выбор в пользу кино на самом деле был осознанным. Анастасия не раз подчеркивала: «Вы подумайте, я всю жизнь хотела играть в кино. Именно в кино». И еще добавляла с грустью: «Моя мечта сбылась, когда мне уже было за 30».

Сейчас, когда Насти не стало, эти слова воспринимаются иначе. Она шла к своей мечте с трудом и потом. А еще прекрасно осознавала: времени нет.

В наши дни двигателями современного искусства стали ученики Олега Табакова: Миронов, Безруков, Машков... В табаковской карусели, как правило, почти не выделялись дамы, но тем не менее у Заворотнюк это получилось.

Зрительская любовь не дается за красивые глазки. А Настя была неплохой актрисой. В конце концов, Олег Павлович с его безошибочным чутьем бездарностей не привечал. Да и (по рассказам знающих) в первых постановках мэтра она блистала.

- Дарование у Заворотнюк было небольшое, но у нее была точность игры. Ей хорошо давались комедийные роли: не грубое комедиклабовское комикование, а нюансировка, - говорит критик Алексей Коленский.

Настю хорошо было бы представить в «Кабачке «13 стульев», в комедиях вроде «Иван Васильевич меняет профессию», в ролях сродни тем, что играла Наталья Селезнева. Она смотрелась бы и на сцене Театра сатиры, и в оперетте...

После «Прекрасной няни» ей нужно было идти дальше, но дороги не случилось не по ее вине. Просто на тот момент наш кинематограф был беден. Ей предлагали дурацкие боевики, дебильные сценарии, пытались сделать из нее русскую Лару Крофт...

Как бы ни бил себя кулаком в грудь Сергей Жигунов, заявляя, что он, он и именно он раскрутил Заворотнюк до состояния звезды, это не так. Фильм «Код Апокалипсиса», целью которого было переломить образ няни из Бирюлева, провалился, как и идея заставить ее, простую астраханскую девчонку, звездить.

«Анастасия
Анастасия Заворотнюк 

Прощание со зрителем

- В Настю влюблялись все мальчишки, - вспоминал ее мастер курса Авангард Леонтьев.

Теперь уже неважно, действительно ли у них с Жигуновым была любовь или вся эта история - продюсерский ход.

В свое время тот же критик Коленский точно подметил уникальность Заворотнюк:

- Она была одна в своем роде. Актрисы ее поколения в большинстве своем пессимистичны, а Заворотнюк - чуть ли не единственная излучала оптимизм.

Она понимала это и не изменила образу даже «у смерти на краю».

Обстоятельства перевернулись. Если в начале пути она прикладывала все усилия, чтобы попасть на экран и стать актрисой, то в конце - вынуждена была прикладывать усилия, чтобы не попасть на экран и актрисой остаться.

Она продолжила показывать пример оптимизма и жизнелюбия во всем. И в том, что пять лет сражалась с болезнью, от которой сгорают за год. И в том, что за эти пять лет в Сеть не просочилась ни одна ее фотография, ни один скандал, ни одна подробность страшной болезни.

В наш век, когда любая информация становится всеобщим достоянием, огромную цену приходится платить за конфиденциальность. Трудно даже предположить, сколько сил и средств тратилось не только на поддержание здоровья Анастасии, но и на защиту нас, зрителей, от страшных и человеческих подробностей.

Она уходила достойно, без жалоб на ток-шоу, не объявляя о сборе средств, не устраивая скандалов с деньгами. По этому поводу семье Заворотнюк было адресовано много «почему» - от звезд, друзей, знакомых и просто зрителей.

Ответ на этот вопрос дает одна из последних видеозаписей «няни Вики» - передача «Однажды», показанная в апреле 2019 года на НТВ. Она уже знала все и прощалась со зрителем. Но прощалась как актриса: красивой, молодой, на пике счастья. Любящая мама, дети, муж Петр Чернышев, новорожденный ребенок - маленькая Мила. И радость - будет, и в тихой заводи все корабли...

Спасибо тебе, прекрасная няня. За радость и надежду, которую ты несла. За уважение к профессии. За то, что мы не знали тебя иной.