«Течет река Волга» особенно полюбилась слушателям в исполнении Людмилы Зыкиной, стала ее визитной карточкой. Однако прежде чем это произошло, Людмила Георгиевна все прислушивалась к песне с сомнением и качала головой.
«Течет река Волга» в 1960-е написали композитор Марк Фрадкин и поэт Лев Ошанин. И создавалась песня не просто так, а специально для художественного фильма, о котором теперь, пожалуй, помнят только специалисты.
Называется он «Течет Волга». В центре сюжета — капитан, вся жизнь которого оказалась связана с великой русской рекой. По ее берегам он бегал мальчишкой. Потом десятилетиями возглавлял экипаж буксира «Богатырь». Прежде чем выйти на пенсию сам отвел судно в последний рейс — к месту, где буксир распилили на лом.
Картина создавалась как панорамная. Подобное кино тогда вошло в моду по всему миру. Для его демонстрации требовался специальный зал со сферообразным экраном и особый проектор.
Широко известной картина «Течет Волга» в итоге не стала. Посмотреть фильм в обычном кинотеатре было нельзя. Невозможно было демонстрировать по телевидению из-за того, как он был снят.
А вот песня в памяти людей осталась. Задушевная, проникновенная. По замыслу режиссера и сценариста Якова Сегеля ей отводилась в фильме особая роль.
Авторы песни, как и режиссер, очень надеялись, что «Течет река Волга» непременно исполнит Марк Бернес. Так, как он умел это делать. Но Марк Наумович поначалу заартачился и от исполнения отказался. Для фильма песню записал актер театра и кино, певец Владимир Трошин.
Уже после того, как работа над картиной была завершена, Бернес смягчился. Записанный им вариант прозвучал по радио в передаче «С добрым утром!» В ней рассказывали о фильме перед его премьерой.
Музыкальные критики немедленно заговорили о том, что «Течет река Волга» — это шедевр. Слушатели просили повторить. Картину же скоро положили на полку.
Авторы песни очень хотели, чтобы она продолжала жить. Искали новые варианты звучания. Людмиле Зыкиной «Волгу» предложил Марк Фрадкин. Зыкина не просто засомневалась, а даже прямо отказала мэтру.
«Где я, а где Волга», — вздыхала выросшая на московской окраине Людмила Георгиевна. Боялась «не вытянуть», слабо передать образ. В конце концов, песня написана мужчинами и для мужчин.
И все-таки устоять не смогла, через какое-то время сдалась и повинилась перед Фрадкиным. А тот не стал держать на певицу обиды, обрадовался и предложил лично ей аккомпанировать.
После исполнения Зыкиной публика моментально забыла, что «Течет река Волга» когда-то пел кто-то еще. На концертах повторить песню на бис публика просила по три-четыре раза.
Людмила Георгиевна порой признавалась, что от «Волги» устала. «Ох, сколько же можно», — говорила она, конечно, не при всех. Но противостоять народной любви к песне было невозможно.
Источник фото: кадр из фильма,Микляев Сергей/ИТАР-ТАСС,Кузьмин Валентин/ТАСС,Lev Sherstennikov/Global look Press