Почему миллионы Луи де Фюнеса достались чужим людям
В жизни Луи де Фюнес страдал целым букетом комплексов и славился скверным характером. Гонорары актера достигали баснословных 2,5 млн франков за фильм, он жил в замке XVII века. Но был жутким скупердяем - даже не ходил в рестораны. Больше всего боялся нищеты и воров и всегда носил с собой пистолет.
Благодаря родителям детство де Фюнеса было похоже на остросюжетное кино с перекосом в трагедию. Карлос Луис де Фюнес де Галарса и Леонор Сото Регера были родом из Севильи. Отец актера слыл первоклассным юристом и неплохо зарабатывал. Леонор вела праздную жизнь за счет богатого отца. Девушку категорически не хотели выдавать замуж за адвоката. Карлосу пришлось похищать возлюбленную и бежать с ней во Францию.
В пригороде Парижа де Фюнес-старший освоил ювелирное дело. Бизнес шел весьма успешно. Но Карлос впутался в криминал - что-то связанное с незаконным сбытом драгоценностей, разорился и нажил неприятностей. Да таких, что инсценировал самоубийство, оставив туфли, шляпу и предсмертное письмо на берегу Сены. А сам скрылся в Венесуэле, где попытался вернуть состояние. Но, кроме туберкулеза, ничего не заработал, скончавшись в одиночестве и нищете.
Позорные делишки
Леонор едва сводила концы с концами с тремя детьми в крохотной квартирке в рабочем районе. Перед торговцами на рынке и в магазинах разыгрывала жалостливые представления, выдавая здорового младшего сына (Луи) за больного. Или клянчила деньги у прохожих, при отказе закатывая скандалы. Всю жизнь артист называл это своим самым сильным позором.
От безденежья мать отправила Луи жить в школу-пансион, где навещала сына всего четыре раза в год. Закомплексованный и болезненный мальчик не отличался прилежностью и не дружил со сверстниками. Поэтому в 16 лет бросил образование и вслед за старшим братом Шарлем устроился меховщиком. Позже сменил с десяток мелких ремесел - от жестянщика до чистильщика паркета и тапера.
В 1939-м де Фюнеса призвали на военную службу, но признали непригодным из-за худобы и проблем с легкими. На фронт отправили старшего брата Луи, где тот погиб. Де Фюнес хотел усыновить племянника, оставшегося без отца, но нищему кабацкому пианисту ребенка не доверили.
Примерно в тот же период будущий гений смеха встретил первую любовь - теннисистку Жермен Карруайе, родившую ему сына Даниэля. Правда, Луи уже тогда страдал замашками тирана. Поэтому после развода Жермен запретила бывшему общаться с сыном.
Мальчик встречался с отцом тайком и очень завидовал сводным братьям от второго брака Луи с Жанной Бартелеми де Мопассан - Патрику и Оливье. А те завидовали Даниэлю. Став взрослыми, наследники комика вспоминали о родителе как о несносном требовательном деспоте.
Ненавистный розарий
Слава пришла к де Фюнесу только в 44 года. Зрители его обожали, хотя многие режиссеры презрительно называли «лишь клоуном». Он обижался на судьбу и отыгрывался на семье. Особенно доставалось младшему - Оливье. Де Фюнес требовал, чтобы он продолжил актерскую династию. Буквально силой затаскивал отпрыска на съемочную площадку. Так Оливье сыграл с отцом в пяти комедиях, включая «Фантомас разбушевался» и «Человек-оркестр».
Кино Оливье возненавидел. И, вырвавшись из-под гнета папаши, связал жизнь с гражданской авиацией.
Не любили дети великого артиста и замок Клермон на берегу Луары, в который де Фюнес вложил огромную сумму. Им было тоскливо в шато XVII века с 30 комнатами и гигантским парком на 30 га. А их отец все свободное время проводил в саду, разводя розы.
После смерти актера от сердечного приступа в 1983-м наследники с облегчением расстались с замком. Правда, у них и не было другого выбора. Наследство Луи оказалось крошечным - семья не могла обеспечить достойное содержание огромного поместья и передала его в собственность ассоциации l’ADAH. После замок продали одной из частных компаний. При этом родственники не имеют никаких прав на картины с участием Луи.
- Пережив нищету и поздно придя к успеху, Луи всегда просил с продюсеров разовый гонорар наличными, - объясняет биограф актера Бертран Дикаль. - Он не заключал договоров, тем самым отказываясь от процентов с будущих доходов от показов фильмов. Панически боялся, что его обманут. Это решение позволило Луи накопить состояние, на которое он купил Клермон. А семье после кончины - шиш. Все права на комедии с участием де Фюнеса, которые бесконечно крутят по ТВ, принадлежат киностудии Gaumont. И эти фильмы приносят им, а не родне, более 500 млн евро в год!