Сегодня Муратову называют «недооцененным режиссером, отменившим банальность». Свой последний фильм «Вечное возвращение» Кира Георгиевна выпустила за шесть лет до смерти. О том, почему не может продолжать, говорила: «Нет сил. Это очень трудоемкий процесс».
«Я не советую женщинам заниматься режиссурой»
Фильмы, снятые Муратовой, неоднократно пытались убрать на полку подальше от зрителя. Они удивляли, пугали. А режиссер «кино не для всех», несмотря ни на что, продолжала размышлять в своих работах вслух и отказывалась в них кого-либо поучать.
Всего выпускница ВГИКа сняла чуть больше 20 картин, в том числе короткометражных. По итогу в интервью отмечала:
«Я не советую женщинам заниматься режиссурой. Это очень тяжелая профессия. Во всех отношениях, и для мужчин тоже. Но для женщин еще больше».
Как давшуюся особенно большой кровью Муратова выделяла социальную драму «Мелодия для шарманки», предпоследний фильм в своей карьере. Признавалась:
«Все съемки были ночью, в мороз, на улице или в супермаркетах. Есть такое выражение «стакан наполовину пустой или наполовину полный». Вот я себя считаю полуживой-полумертвой после этого фильма».
И все-таки о выбранном пути режиссер не сожалела, по крайней мере публично. Не скрывала:
«Еще в детстве, в школе, мне понравилось ощущение инкогнито. Режиссер — это инкогнито. Он стоит за экраном, за кулисами. На сцене или экране что-то происходит, а кто-то невидимый дергает за ниточки. И это такое приятное щемящее чувство».
«Все было омерзительно, казалось неправдой»
В жизни Муратовой было не только кино. Она дважды выходила замуж. Становилась матерью. Как-то призналась одному из кинокритиков:
«У меня произошла трагедия. Умер мой ребенок, маленький. После этого я не могла воспринимать стихи, музыку, вообще искусство. Мне это все было омерзительно, казалось неправдой. Невроз, что ли, — он длился довольно долго, потом прошел».
Кира Георгиевна рано потеряла дочь Марианну, рожденную в браке с режиссером и сценаристом Александром Муратовым. Именно он снял «Гонки по вертикали» — весьма популярный в СССР детектив.
Супруги развелись после десяти лет брака. «Да просто молодые были, резкие — разругались и все», — утверждал Муратов. О Марианне СМИ писали, что из-за дурной компании она приобрела зависимость.
О причинах раннего ухода дочери режиссер не соглашалась говорить никогда. Муратова взяла на себя заботу о внуках Александре и Антоне. Случалось, снимала их в своих кинолентах.
«Я могу заболеть, умереть, исчезнуть»
Кира Георгиевна прожила большую жизнь и все-таки нашла женское счастье — с художником-постановщиком Евгением Голубенко. Он был моложе супруги на 22 года. Что бы ни говорили злые языки, пара не расставалась до конца жизни режиссера.
Вместе работали над картинами. Евгений Иванович оказался и одаренным сценаристом. В том числе приложил руку к нашумевшему в свое время «Настройщику». Как художник получил за этот фильм премию «Золотой овен».
Отойдя от дел, о муже Муратова рассказывала: «Когда я снимала, Женя мне помогал, а сейчас, считаю, что я ему помогаю. Во-первых, суп варю, во-вторых, говорю о его картинах то, что думаю». Киры Георгиевны не стало в 2018-м. Режиссеру было 83 года.
До конца жизни кино Муратова ставила выше театра: «Театральный режиссер сделал спектакль, а потом он начинает распадаться: ритм уходит, играют не так, а потом вообще эти актеры умирают, и только в книжках кто-то расскажет, как это было прекрасно. А кино мне нравится тем, что я могу умереть, заболеть, исчезнуть, бросить это занятие, а предмет существует. Фильм существует объективно без меня».