Гумилеву поставят памятник в образе гуманоида Алешеньки
Смольный сообщил, что губернатор дал добро на установку памятника на родине поэта, в Кронштадте. Уже определились и с местом, и даже со скульптором: автором изваяния станет молодая мастерица Екатерина Пильникова.
Но фанатам Николая Гумилева страшно не понравилось, что скульптор изобразила его с непропорционально раздутой головой, как будто перед нами гуманоид Алешенька.
- К сожалению, в очередной раз мы видим, как правильная идея об установке памятника великому русскому поэту реализуется в уродливой форме, - посетовал директор Музейно-выставочного центра «Дом Гумилевых» Юрий Щегольков и поделился своими сомнениями, что «уродливое сооружение» может стать достопримечательностью города.
В соцсетях все почем зря бранят скульпторшу за криворукость. Пильникова в ответ оправдывается. Мол, работала четко по фотографиям, а то, что ваш Гумилев не красавец - уж извините. Дескать, в нашей стране и не ставили ему памятников, поскольку его внешний облик к этому непригоден.
«И череп, череп!»
По воспоминаниям современников, Гумилев был предельно некрасив: долговязый, нескладный, да еще и косоглазый. Одно светло-синее око Николая смотрело на Канзас, а другое - на Арзамас. Из-за этого недуга поэта даже не хотели брать в армию. Но в 1914 году он обманул призывную комиссию и получил за службу Георгиевский крест, которым очень гордился.
Об этом, кстати, есть стихи его первой жены и матери их сына Льва - Анны Ахматовой: «Долетают редко вести к нашему крыльцу, // Подарили белый крестик твоему отцу».
Говорили, что у Николая Степановича лицо нильского крокодила. А Александр Блок дразнился на него «глупой сосулькой». Гумилев обижался. Он определял свой внутренний возраст на 13 лет, а сам выглядел значительно старше того, что значилось в паспорте. Добавляли годов зеленоватый цвет лица, общая отечность, набрякшие веки и мешки под глазами. Очень портил лицо нос - «бесформенно-мягкий», большой, сливообразный, красного цвета.
- Он был некрасив до уродства, а экстравагантной манерой одеваться некрасивость свою подчеркивал, - писал поэт Георгий Иванов.
А двоюродный брат Блока Георгий Петрович и вовсе припечатал:
- Физиономия отвратная, какая-то непристойно-голая, глаз косой и глупый, рот - щель помойная. И череп, череп!
Тот стал притчей во языцех еще при жизни поэта. А бюст Гумилева работы Пильниковой рисует нам какой-то странный удлиненный череп, приплюснутый сзади. Особенно некрасиво это выглядит, если смотреть в профиль. Однако, судя по всему, автор бюста и здесь не погрешила.
- У него была длинная, яйцевидная голова, вся вытянутая вверх, на длинной тонкой шее, - писал поэт Эрик Голлербах.
Современники отмечали и «непомерно высокий лоб», который казался еще больше из-за неудачной, очень короткой стрижки на военный манер. Поэтому на известных фотопортретах Гумилев чаще всего изображался в шапке или фуражке, скрадывавших особенности строения головы.
Культурная общественность очень хочет, чтобы в Кронштадте стоял не бюст, а памятник в полный рост. Однако в этом случае тоже придется погрешить сходством. Ведь фигура у Николая Степановича была крайне невыигрышная: вислые плечи, очень низкая талия и особенно короткие ноги.
Магия облика
- И тем не менее женщины его любят, - с горечью констатировал двоюродный брат Блока.
Такой нескладный с виду, Николай умел «влюбить в себя» и тогда становился «некрасивым, но очаровательным»: лицо его приобретало иконописные черты, а от загадочного, «двоящегося» взгляда женщины сходили с ума.
Поэта очень преображала улыбка. Как говорил Георгий Иванов, она была редкая по очарованию и скрашивала все недостатки внешности. Правда, улыбался Гумилев редко, стесняясь своих желтых и чуть кривоватых зубов.
А еще современники обращали внимание на его руки: белые, точеные, выразительные, с длинными пальцами. При разговоре он много жестикулировал и этим усиливал эффект так, что от рук нельзя было отвести глаз. В совокупности неправильности и магия облика Гумилева привлекали не скульпторов, но художников. Особым шиком считалось изобразить уродливого Николая так, чтобы его духовная составляющая затмила физическую.
Удалось ли скульптору Пильниковой воспроизвести все это? Глава Гумилевского общества Ольга Медведко считает, что категорически нет.
- Мы боролись не за этот бюст. К тому же бюстов поэту в стране и так пять штук, а нам нужен нормальный памятник, - говорит Ольга.
По ее мнению, самой удачной работой на сегодня остается монумент Гумилеву в полный рост работы Владимира Корчмара, который 25 лет стоит в Харькове.
- Неужели и на родине поэта нельзя установить что-то подобное? - недоумевает общественница.