«Великий старик» — так актера Бориса Бабочкина называли еще при жизни. Известен он был и под другим прозвищем, которое дали артисту после главной роли в фильме — «Чапаев». Интересно, что сам Борис Андреевич до конца жизни переживал, что стал актером одной роли.
Будущий артист появился на свет 18 января 1904 года в Саратове в семье железнодорожников. Уже в 16-летнем возрасте Бабочкин оказался в Москве. Но что повлияло на его решение, как молодого человека провожали на малой родине и как он вместе с семьей переживал Первую Мировую и Гражданские войны с революциями? Это вопросы и сегодня остаются без ответа. Свое окутанное тайной детство артист практически не комментировал.
В 17 лет Бабочкин уже активно начал строить актерскую карьеру. Начинал он с малого, кочуя из театра в театр в разных городах и даже странах. Так, в биографии Бориса Андреевича можно найти период, когда он работал в Китае. Параллельно актер снимался в кино. Первой картиной с участием Бабочкина стал «Мятеж», но всесоюзный успех пришел к нему только после второй ленты. Речь, конечно же, идет о «Чапаеве».
«5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр «Титан» в Ленинграде появился написанный небрежно от руки плакат: СЕГОДНЯ новый звуковой фильм «ЧАПАЕВ». В главных ролях В. МЯСНИКОВА и Н. СИМОНОВ. Режиссеры БРАТЬЯ ВАСИЛЬЕВЫ. Я смотрел на этот плакат со сложным чувством. Я не испытывал досады на то, что я — исполнитель главной роли — не был в этом плакате упомянут. Не упомянуты были и другие исполнители», — писал в своей биографии Борис Андреевич.
Мог ли актер, только увидев плакат «Чапаева» без своей фамилии, предположить свой приближающийся успех? Но стоило пройти премьере, как вся страна узнала, кто такой Борис Бабочкин. Позже артист отчасти пожалел о таком ажиотаже вокруг, наверное, главной картины в его жизни.
«Отец, когда его об этом спрашивали, цитировал слова Карла Зелига из книги «Альберт Эйнштейн»: «Почему люди всегда болтают о моей теории относительности? Ведь я сделал и другие полезные вещи, может быть, даже лучше. Но этого широкая публика почему-то не замечает», — рассказывала дочь Бабочкина Наталья.
За годы карьеры Бабочкин сыграл в более чем 30 проектах. Наравне с его «Чапаевым» поклонники советского кинематографа часто вспоминают ленту «Дачники» по Горькому. Про театр Борис Андреевич тоже не забывал. Он успел сыграть на сценах театра им. Вахтангова (там же был и режиссером – прим. ред.), Театра Киноактера, Театра им. Пушкина и Малого театра, в котором служил до конца жизни.
Личная жизнь у Бабочкина тоже сложилась как нельзя лучше. В 1920-х он познакомился с прекрасной балериной Катей, которая, к сожалению, была замужем за другим. Но быстро вспыхнувшее обоюдное чувство в итоге перевесило все сомнения, и возлюбленная Бориса Андреевича решилась на смелый шаг. «Сбежала к папе через окно в одном легком платье», — вспоминала наследница артиста.
Этот брак был счастливым. Помимо Натальи, у Бориса и Екатерины родилась еще одна дочь Татьяна. Это была крепкая семья, в которой все друг друга поддерживали. Бабочкин, по воспоминаниям близких, был добрым, но с характером. А еще очень обязательным. Это качество, вполне возможно, и стоило звезде «Чапаева» жизни.
Борис Андреевич скончался 17 июля 1975 года. В тот летний день было особенно жарко, но Бабочкин, в свой 71 год продолжавший работать, непременно хотел отправиться на съемки куда-то в Подмосковье. При этом артист не очень хорошо себя чувствовал. Жена пыталась отговорить Бабочкина, но тот даже мысли не допускал, что может подвести кого-то из коллег.
Борис Андреевич сам сел за руль и отправился на работу. Ему стало плохо прямо на дороге между Большим театром и «Метрополем». Известно, что артист пытался выпить таблетки, но, по всей видимости, руки его уже не слушались. Дочь Бабочкина Наталья со своим сыном потом собирали рассыпавшееся лекарство по всему салону.
Смерть у Бориса Андреевича по-настоящему страшная. Будучи застигнутым врасплох прямо на дороге, он уже думал даже не столько о себе, сколько о других автомобилистах, вряд ли представляя, что это конец.
«Тем не менее ему удалось свернуть с дороги и осторожно припарковаться у тротуара. Понимаете, даже в тяжелом состоянии он больше всего боялся причинить кому-то вред», — заключила дочь «великого старика» советского кино.