«Я очень похож на папу»: лжесын Леонида Быкова клянчил деньги у знаменитостей
«Хватило бы этого горя на целый народ»
Мы любим Леонида Федоровича и как актера, и как режиссера. Сегодня сложно себе представить, что создатель картин «В бой идут одни старики» и «Аты-баты, шли солдаты» получал в свой адрес много едкой критики. Она больно ранила в самое сердце. Быков перенес три инфаркта. Фильмы пробивались к зрителю с трудом.
Еще больше душевных страданий причиняла кинематографисту судьба сына. Детей у Быкова родилось двое. Младшая — Марьяна, старший — Александр, которого домашние звали не иначе как Лесь. Он появился на свет в 1956-м.
Все плохое, что случилось с Лесем, когда он служил в армии, связывали с тем, что Леонид Федорович был слишком прямолинеен с армейским начальством. Согласился приехать в часть на творческую встречу, а вот от застолья с высокими чинами отказался. Не захотел и прибыть повторно, чтобы выступить перед избранными, а не перед простыми военнослужащими.
После этого к Лесю начали относиться особенно требовательно. Приключилась драка. Потом Быкова-младшего направили в психиатрическую больницу. Поставили диагноз. «На гражданке» с таким клеймом Лесь не мог найти работу. Злоупотреблял.
Влип в историю с попыткой ограбления ювелирного магазина и чуть не угодил в тюрьму. Леонид Федорович «бичевал» только самого себя: неправильно воспитывал, неверно поступал. О сыне писал:
«Моя боль, моя совесть, моя вина. На него обрушилось столько, что хватило бы этого горя на целый народ».
«Ничего не проси, не своди счетов, не унижайся»
Быков делал все, чтобы избавить Леся от его диагноза. Но ничего не получалось. Сестра Александра Марьяна утверждала, что служить он отправлялся совершенно здоровым:
«В армию не уходил, а убегал. И не в ансамбль песни и пляски, а в десантные войска. Было шесть комиссий, которые решали, достоин ли он того, чтобы быть советским десантником, и его взяли».
Леонид Федорович погиб в автомобильной аварии в 1979-м. Обгонял на своей «Волге» трактор на трассе и врезался во встречный грузовик. Рассказывали, что целым у Быкова осталось только сердце.
Детям он в свое время часто повторял: «Ничего не проси, не своди счетов, не унижайся». Лесь понял, что после смерти отца его жизнь еще больше изменится в худшую сторону. Наследник актера и режиссера сумел перебраться в Канаду. Обосновался там с семьей, в которой родилось четверо детей. Прошел независимую психиатрическую экспертизу и был признан здоровым, нашел себя в строительстве.
«Мой сын в Канаде»
В начале 2000-х российская пресса писала о том, что в актерской среде объявился подозрительный человек, который убеждал, что он сын Быкова. В частности, этот персонаж навестил известную актрису Клару Лучко. Просил денег на организацию вечера памяти актера и режиссера.
Клара Степановна рассказывала:
«Вошел и первое, что сказал: «Ну как, похож? Все говорят, что я очень похож на папу!» Он достаточно много знает о кинематографе. Дала ему 500 рублей. «Я обязательно верну, как только смогу!» — жалостно залепетал гость. Я поторопилась с ним распрощаться».
Что это был Лесь, в разговоре с журналистами категорически отрицала вдова Леонида Федоровича — Тамара Константиновна:
«Давно уже ходит, нектар собирает. Ездит по киностудиям и представляется сыном. Мой сын в Канаде».
Протестовала вдова и против версии, что незнакомец приходился Быкову внебрачным ребенком: «В те годы, когда он родился, мы с мужем безвыездно жили в Киеве. Леня сильно болел — какие уж там любовницы! Да кто знал моего мужа, все бы сказали, что такого в принципе не могло быть».
Замуж Тамара Константиновна больше не вышла. Жила на Украине вместе с дочерью, у которой не задалась семейная жизнь. Быкова скончалась в 2010-м.