Иля и Маруся. Так называли друг друга литератор Илья Ильф и художница Мария Тарасенко. Их брак продлился чуть более десятилетия. После смерти Ильфа от туберкулеза Мария Николаевна осталась вдовой в 33 года. Прожила долгую жизнь, но больше не посмотрела ни на одного мужчину. «Голубчик мой единственный, любимый. Тоска, такая тоска», — писала она.
«Как больно я тебя люблю»
Ильи Мария была моложе на семь лет. Их отношения довольно долго оставались платоническими. Вместе ходили в кино, гуляли, Тарасенко в студии писала портреты Ильфа, а тот читал свои стихи.
Первой в любви призналась именно Маруся. Ильф отозвался на чувство всей душой. Они с трудом могли провести друг без друга даже несколько часов и сразу начинали писать другу: «Как больно я тебя люблю. Я никому тебя не отдам». Так было все годы, что отмерила им судьба.
«Когда я сажусь писать вам, я крашу губы, чтобы стать красивее, как будто бы вы увидите», — не скрывала Мария, величая супруга «милым мальчиком». Ильф в ответ уверял: «И руки люблю, и голос, и нос, нос в особенности, ужасный, даже отвратительный нос. Ничего не поделаешь. Я люблю такой нос. Милая моя доча, мы будем очень хорошо жить. Купим тебе шляпу, и заживем очень элегантно». Супруги стали родителями. Александру отец шутя звал дома Пигом.
Началом конца оказалась длительная поездка по Америке, в которую отправила Ильфа, газета «Гудок», с которой тот сотрудничал. Литератор в письмах жаловался:
«Дети мои родные. Без вас мне скучно. Вот ходят по улицам индусы, японцы, голландцы, кто угодно, и Тихий океан тут, и весь город на падающих склонах, а мне уже чересчур много, мне нужно вместе с тобой посмотреть, как наша девочка спит в кровати».
После этой поездки туберкулез, который мучил писателя уже давно, дал о себе знать как никогда. Добавилась еще и сердечная недостаточность.
«Мы любим друг друга, и я плачу»
Ильф пытался лечиться — ездил в санатории, соблюдал диету. Все оказалось бесполезно. Медицина была слишком несовершенна. Илья Арнольдович держался мужественно, но в записной книжке все-таки оставил:
«Холодно и страшно делается на душе. Ужасно, как мне не повезло».
Писатель умер, когда ему не исполнилось еще и 40. Мария Николаевна горевала по супругу до конца дней. Прожила она еще 44 года, перечитывала письма мужа, которые бережно хранила, и даже на них снова отвечала.
«Прошло много времени, и я читаю. Часто нельзя — разорвется сердце. Я старая, и вновь я та, что была, и мы любим друг друга, и я плачу. Мне очень скучно без него, с тех пор, как его нет», — сетовала она.
Радовало вдову одно — ее Иля не увидел того, что обязательно разбило бы ему сердце. Не узнал о гибели друга и соавтора Евгения Петрова — потерпел крушение самолет, которым тот летел. Не застал времени, когда книги Ильфа и Петрова начали изымать из библиотек, объявив произведения клеветой на советский строй.
Реабилитировали книги лишь через восемь лет. Мария Николаевна, чтобы прокормить себя и дочь, была вынуждена расписывать пластиковые тарелки. Ведь авторские отчисления прекратили поступать.
«Мы скоро увидимся»
Именно так утешала себя вдова Ильфа, что бы ни происходило в ее жизни. Мария Николаевна скончалась в 1981-м. А что же стало с Александрой, дочерью писателя?
Она ушла в лучший мир в 2013-м в возрасте под 80. Александра Ильинична долгие годы работала редактором — помогала в выпуске всевозможных каталогов, художественных альбомов. А еще собирала по крупицам в архивах все, что касалось ее отца. Подготовила публикации книги с его фотографиями и перепиской родителей, которую обнаружила после смерти матери.
Александра была замужем за геологом Германом Кричевским. Родила сына, который получил имя в честь деда. Илья Кричевский в качестве основного занятия в жизни выбрал журналистику. Впоследствии вместе с женой и дочерью внук Ильи Ильфа перебрался на постоянное место жительства в Израиль.
Источник фото: Global look Press,Куцылло Константин/ИТАР-ТАСС