Образ инженера конструкторского бюро Сергея Макарова автор сценария «Полетов во сне и наяву» Виктор Мережко создавал специально под Никиту Михалкова. Когда дело дошло до съемок, выяснилось: в эксцентрической драме Никите Сергеевичу придется довольствоваться эпизодической ролью.
«Напиши про меня. Все время мне снится, как будто я стою на горе высокой и потом лечу вниз. Просыпаюсь, я опять на земле: один со всеми проблемами, жена ругается, что денег нет, дети орут». Так объяснял Виктору Мережко режиссер «Полетов» Роман Балаян, о чем бы хотел снять новую картину.
Работая над историей о рефлексирующем 40-летнем человеке, Мережко вспоминал собственного брата и мысленно примерял образ главного героя на Никиту Михалкова. Именно он «сосватал» Балаяну сценариста.
А режиссер вдруг заартачился и потребовал Олега Янковского, которого видел в социальной драме «Мы, нижеподписавшиеся». Конечно, Михалков был обижен. Даже после того, как в «Полеты» специально вставили эпизод со съемками фильма и дали Никите небольшую роль режиссера. Разве можно сравнивать?
Янковский уже был ангажирован — на главную роль в мелодраме «Влюблен по собственному желанию». Но и отказаться от предложения Балаяна оказался не в силах. Этот период своей жизни артист называл «Бермудским треугольником». Разрывался между двумя съемочными площадками. Спал по 3-4 часа в сутки.
Янковскому очень не нравился предполагаемый финал «Полетов»: на пикнике Макаров падает с дерева и разбивается насмерть. Оказалось, что Балаян того же мнения.
Как изменить финал, режиссер придумал, случайно увидев стога сена, а между ними — мальчишек на велосипедах. Роман Гургенович отправил главного героя вслед за мальчишками: бежать, а потом падать в стог.
«Полеты во сне и наяву» худсовет принял с невероятным скрипом. Зато в кинотеатрах картину посмотрело более шести миллионов зрителей. Лента попала во внеконкурсный показ Каннского фестиваля. Олег Янковский за роль Макарова получил свою первую Государственную премию. У Романа Балаяна он снимался еще пять раз.
Источник фото: кадр из фильма