Аномально теплая и сухая осень стала причиной кладбищенского кипиша. Повсеместно тут и там открывают новые надгробия. Свежими изваяниями пополнилось и суперэлитное Новодевичье.
Урожайным выдался сентябрь для молодого дарования Филиппа Трушина, о котором у нас рука не отсыхает писать. Повсеместно появляются новые работы 27-летнего скульптора. В начале сентября торжественно и с песнями открыли мемориальную доску композитору Шаинскому. Потом Трушин светился на открытии памятника основателю кремлевской медицины доктору Чазову. Главному кардиологу страны установили на могиле металлическое перфорированное сердце, держащееся на конструкции из перфорированных легких.
По словам вдовы Владимира Этуша Елены, пришедшей поддержать фаворита, Филиппу удалось создать сердце «как живое», а на легком ветру конструкция трепетала, поддерживала иллюзию сердцебиения, и «все врачи были в восторге».
Затем Трушин уже на Троекуровском открывал свое изваяние на могиле Бориса Моисеева.
Работы Трушина появляются и в других городах нашей родины. С легкой руки Елены Этуш, конечно же. Звезду Филиппа зажгла именно она, заказав никому не известному студенту мемориальную доску на их доме в Москве.
В прошлом году бюст Владимиру Абрамовичу работы Трушина появился в Ингушском городе Малгобек. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны Владимир Этуш служил в 37-й армии, защищавшей Малгобекское направление. Несколько дней назад точно такой же бюст открыли в городе Аксай. Здесь в 1942-м Этушу выпало сыграть свою самую героическую роль коменданта переправы. Немцы прорвали фронт, нашим войскам пришлось отступать на Кавказ, и народ рванул через единственный мост в Аксае. Будущий народный артист под бомбежками регулировал движение колонн. Очевидцы думали, будто героический комендант погиб при взрыве моста. Но Владимир Абрамович оказался стойким оловянным солдатиком. В недавно вышедшей книге «Владимир Этуш. Старый знакомый» вдова актера впервые опубликовала архивные материалы, касающиеся военного прошлого мужа.
А вот в Тольятти от бюста Этушу вежливо отказались. На территории города находится санаторий «Лесное», где в годы войны располагался Институт военных переводчиков, выпускником которого был Этуш. По мнению вдовы, памятник Владимиру Абрамовичу точно не испортил бы пейзаж. Но руководство города сочло иначе. И это притом что памятник тольяттинцам достался бы совершенно бесплатно, в рамках проекта «Аллея российской славы».
- Им нужно было только сделать постамент, - говорит Елена. - Может быть, не хватило денег? Так я сама могла оплатить. Там цена вопроса - 50 тысяч рублей!
Поддержали (но исключительно на бумаге) идею установки бюста Владимира Абрамовича и в Кабардино-Балкарском городе Терек, почетным гражданином которого является патриарх кино и сцены.
- Сначала сказали «да-да», а когда дошло до дела - стихли, - пожаловалась Елена Евгеньевна.
Но зато еще одно изваяние, как нам стало известно, открывается в Геленджике. На сей раз это городская скульптура, запечатлевшая сидящих на лавочке Этуша и его тоже покойного коллегу по Театру Вахтангова - Василия Ланового с любимым песиком.
На вопрос, довольна ли она портретным сходством, Елена ответила с юмором : «От Филиппа я бы потребовала большего».
Однако автором памятника выступил не Трушин. У звездного скульптора возникли проблемы с вдовой Ланового. Ирине Купченко не понравилась мемориальная доска, и она прекратила работу с Филиппом. В своем запрещеннограме скульптор признавался, что инцидент исчерпан. Но, судя по происходящему, он немного слукавил.
А Елена Этуш сказала, что памятник в Геленжике - на сегодняшний день последний.
- Возьму паузу на некоторое время, возможно, на несколько лет, а там, глядишь, еще что-то придумаю, - уточнила она.
Источник фото: Соцсети,Кирилл Зыков/Агентство «Москва»,Лариса Кудрявцева