Юная жена Михаила Жарова ревновала его к старой любовнице

Юная жена Михаила Жарова ревновала его к старой любовнице
За четыре года до смерти Жаров написал в дневнике: «Какая-то грусть на душе - такое впечатление, что уже все в прошлом, а хочется, ох как хочется работать».
55 лет назад советские кинематографисты закончили работу над фильмом «Деревенский детектив», ставшим первым в трилогии о сельском участковом милиционере Анискине. В главной роли там блеснул лауреат трех Сталинских премий, народный артист СССР Михаил Жаров (1899 - 1981). О малоизвестных страницах жизни легендарного мастера «Экспресс газете» рассказала его племянница Светлана Акчурина (в девичестве - Жарова).

- Я - дочка младшей сестры Нины замечательного актера Михаила Жарова, - пояснила вначале Светлана Петровна. - Я химик по профессии, мне 84 года. Дядя Миша для меня родной и близкий человек.

Моего отца, руководителя отдела в Орловском НКВД, расстреляли еще до моего рождения. Знаю, что роману моих родителей не помешало то, что у отца была официальная жена и двое детей. А из роддома меня, новорожденную малышку, в 1939 году забирал сын дяди Миши от первого брака – 18-летний Женя, будущий артист. Он принес меня в квартирку, расположенную в подвале дома во 2-м Волконском переулке в центре Москвы, и какое-то время мы с мамой жили там с родственниками.

Дело в том, что на излете своего первого брака с педагогом Надеждой Гузовской мой дядя влюбился в свою вторую будущую жену - актрису Людмилу Полянскую. Но, в отличие от Гузовской, моя бабушка - мама дяди Миши, Полянскую не приняла. В результате Жаров ушел жить к Людмиле и никогда не приводил ее в родительский дом, а Надежда с сыном Евгением, напротив, оставались там. Надя, ее все называли Диночкой, любила Жарова до конца своей жизни. И дядя Миша, надо отдать ему должное, о первой жене и наследнике всегда заботился.

«Первая
Первая жена Гузовская с сыном Женей 

Потом Михаил Иванович получил для себя со второй женой квартиру, и они там прожили 13 лет, пока он не ушел к третьей супруге - кинозвезде Людмиле Целиковской. С ней сблизился во время Великой Отечественной в Алма-Ате, на съемках фильма «Воздушный извозчик». В этом третьем браке детей не было. А во втором у дяди Миши появились два сына, но оба мальчика умерли в младенчестве.

Четвертой избранницей дяди стала Майечка Гельштейн. У них родились две девочки - Анна и Елизавета. Первая стала актрисой родного для ее знаменитого отца Малого театра, всю жизнь там, почти полвека, работает. Вторая - художник на «Союзмультфильме».

«Со
Со второй супругой Полянской 

С 1949 года Жаров стал народным артистом СССР. Вскоре после этого он с последней женой Майей познакомился. Ей еще и 20 лет не было. Она - дочка блистательного кардиолога Элиазара Гельштейна, практически ровесника дяди Миши.

Жаров восстанавливался после микроинфаркта в санатории в Истре, куда попал после того, как Целиковская ушла от него к архитектору Каро Алабяну. И увидел Майечку. Там и начались их отношения, которые до конца его жизни, более 30 лет, продолжались. Майя умерла от рака в 1991-м - ровно через десять лет после знаменитого мужа.

С третьей женой Людмилой Целиковской в «Воздушном извозчике»
С третьей женой Людмилой Целиковской в «Воздушном извозчике» 

В ногах у Целиковской

- Мою бабушку, маму дяди Миши, продолжающую ютиться в подвальном помещении, часто спрашивали: «Почему ваш сын не может выбить вам хорошую квартиру?» - «Так это он лауреат множества премий и депутат, а не мы с отцом», - скромно отвечала она. Это философия нашей семьи. Михаил Иванович, несмотря на звания и блистательную карьеру, зачастую довольствовался очень стесненными условиями. Он мог просить за всех, кто нуждался, но никогда - за себя и родных.

С тетей Люсей Целиковской Жаров долгое время, несмотря на суперзвездный статус обоих, жил в гостинице «Москва». Свою квартиру оставил второй жене Людмиле. Когда наконец его вызвали наверх и вручили ордер на новое жилье, то спросили: «Почему же вы раньше его не попросили?» - «Так другие живут намного хуже», - пожал плечами дядя.

С тетей Люсей он поселился в небольшой двушке напротив Моссовета. Я иногда у них гостила. А если оставалась на ночь, спала в ногах у супругов на большой старинной кровати.

Перед сном Людмила Васильевна заставляла меня принимать ромашковую ванну, которую и сама обожала. Но мне в этой ее ванне тяжело было дышать. У тети Люси вообще был очень нелегкий характер. И при этом невероятная женская харизма. Спустя много лет Целиковская признавалась, что из всех ее мужчин только Жаров любил ее по-настоящему.

Андровская после смерти в 1937-м отца ее дочки - актера Николая Баталова (дяди Алексея Баталова) замуж больше не выходила
Андровская после смерти в 1937-м отца ее дочки - актера Николая Баталова (дяди Алексея Баталова) замуж больше не выходила 

Роман с Андровской

- Со своей последней женой Майей мой дядя жил в знаменитой высотке на Котельнической набережной. Поначалу ее интеллигентные родители были против их брака. Мало того что муж дочки на 30 лет ее старше, так еще слывет пьяницей и бабником. Хотя на самом деле это было не так. После того как дядя Миша с ними обстоятельно поговорил, он моментально стал любимым зятем.

А красивая, умная и деликатная Майя была для дяди Миши всем. Он всегда прислушивался к советам этой шикарной женщины. Жаров часто, в том числе и на съемках, сталкивался с известными людьми. Наладить отношения с ними у него, многое принимающего слишком близко к сердцу, получалось не сразу.

Например, когда снимался с Татьяной Дорониной в «Старшей сестре», поначалу она ему жутко не понравилась. Но когда она взяла в руки гитару и начала петь, он понял, что был не прав. В другой раз поссорился с коллегой по Малому театру Игорем Ильинским. Что уж у них там произошло, я не знаю, но Ильинский перестал с дядей здороваться. Хотя Жаров, несмотря на конфликт, при встрече все равно желал ему всего доброго. А потом сетовал супруге: «Мы с Ильинским в ссоре, но почему он со мной не здоровается? Я же ему говорю: «Добрый день», а Игорь молчит».

- Мои девы! - с гордостью называл Михаил Иванович последнюю супругу Майю и их дочек Аню и Лизу
- Мои девы! - с гордостью называл Михаил Иванович последнюю супругу Майю и их дочек Аню и Лизу 

Многие были признательны дяде. Теперь уже вдова Сергея Юрского Наталья Тенякова дебютанткой поработала с Жаровым. И была очень ему благодарила за деликатность и внимание. А своему другу Юрию Никулину дядя помог попасть в кино - уговорил утвердить его на роль пиротехника в «Девушку с гитарой», хотя поначалу многие были относились к Юрию Владимировичу, мягко говоря, прохладно.

Но не все рассказы Жарова нравились его молодой жене. Например, однажды он зачем-то признался, что задолго до их встречи, еще до войны, на съемках фильма «Медведь», у него случилась романтическая история с актрисой Ольгой Андровской, его ровесницей, Майя принялась ревновать и даже плакать. Но супруги объяснились, и эта тема постепенно себя исчерпала.

Михаил Иванович был очень взрывным. Чуть что начинал кричать. Если рядом находились посторонние люди, они пугались. Майя переживала, что ее муж так шумит. Но он моментально все забывал и быстро извинялся за несдержанность.

В фильме «Гроза» (1933 г.)
В фильме «Гроза» (1933 г.) 

Признание Раневской

- В последние годы дядя часто болел. А в ноябре 1981-го лег на обследование в Кремлевку из-за сильных болей в правом боку - обострилась язва желудка. Подлечившись, он почувствовал себя лучше, собирался выписываться. И вдруг в 5:30 утра мне сестра Лиза в слезах позвонила и сказала, что ее папа ушел из жизни от перитонита (врачи проморгали гнойный аппендицит. - Я. Г.).

Проститься с дядей в Малый театр я пришла на костылях - незадолго до этого меня сбила машина. А когда помогала накрывать поминальный стол в опустевшей квартире Жаровых на Котельнической, позвонила дядина соседка и приятельница Фаина Раневская. Я взяла трубку и услышала: «Света, я так Мишу люблю, что не смогу его видеть в гробу, вот и не пришла на прощание».

Сын Жарова от первого брака Женя пережил знаменитого отца меньше чем на 14 лет. В свое время он женился на Яночке. Жить им было негде, вот и уехали в Ленинград, где Евгению предложили работу в театре и дали комнату. Почетного актерского звания Женя так и не дождался. Он сильно болел, мучили трофические язвы.

В фильме «Анискин и Фантомас» (1973 г.)
В фильме «Анискин и Фантомас» (1973 г.) 

Дядина дочь Аня, которая также стала актрисой и снималась с отцом в «Анискине», тоже не смогла выстрелить в профессии. У нее был потенциал, а вот желания добиться успеха, видно, нет. Очень пассивная, как и ее сестра Лиза. Я сержусь на них за это.

Анна любит родной Малый театр, но довольствуется там тем, что скажет одно предложение за спектакль и уходит домой. Увы, никто из наследников дяди Миши не смог дотянутся до него в профессии.

«В постель Славы Зайцева я не заглядывала»

- Большую часть жизни, с конца 50-х, я дружила со Славой Зайцевым, нашим блистательным художником-модельером, - поделилась племянница Михаила Жарова. - Познакомились мы в доме творчества Всероссийского театрального общества в бывшем имении драматурга Островского в Щелыково.

С тех пор я стала покупать его блистательные вещи. Помню, какое роскошное платье он сшил мне на 25-летие! Многие из моих нарядов от Зайцева сохранились до сих пор. Я их раздала дочкам своих подруг. Сама-то старая уже, болею и носить не буду. А девчонкам пригодится, тем более, винтаж сейчас в моде.

«Кутюрье
Кутюрье с женой Мариной 

Была знакома я и с супругой Зайцева Мариночкой. Еще с тех пор как она ходила беременная их сыном Егором. Марина - блистательный художник, когда-то в цирке работала, представления оформляла. Они со Славой после их развода долго обижались друг на друга. Зайчик, как я его всегда называла, был очень ранимым, как и все гении.

В постель Зайца никогда не заглядывала. Мне плевать, кто и что говорил о его интимных предпочтениях. Я и с 85-летием вместе со своим мужем ездила Славочку поздравлять. Получился чудесный вечер. Да, болезнь его не щадила, тем более такая, как Паркинсон. Сейчас пишут, что Слава все, что у него было, оставил чужим людям. Глупости! Завещания он не написал. Все отойдет его сыну Егору и внучке Марусе.