Кумиру молодежи Жене Белоусову в 2023 году исполнилось бы 63 года. Он ушел из жизни 2 июня в возрасте 32 лет. Но его помнят, любят и тоскуют. Его место для поклонников так и осталось вакантно.
Близкий друг певца Михаил Файнштейн снял о нем документальный фильм «Короткое лето Жени Белоусова» для Первого канала. Михаил Файнштейн познакомился с Женей в Курске, где они вместе жили. Михаил Файнштейн переехал в Голливуд и стал известным продюсером, режиссером, владельцем каналов и журналов, а Женя навсегда вошел в историю российской эстрады. Его песни по-прежнему исполняют.
— Михаил, повлияло ли время на судьбу, карьеру Жени? Мы помним, что в стране был настоящий рэкет, бандитизм и, возможно, это как-то сказалось на жизни Жени Белоусова? Героем какого времени он вам представляется?
— Женя был героем — лихих конца восьмидесятых — начала девяностых, когда все только начиналось, когда только начали приходить западные технологии в жизнь, в шоу-бизнес. Когда впервые мы узнали слово PR, забыв, как выясняется, лишь на время, слово «пропаганда»... Рэкет, бандитизм — этим насквозь пропитано то время. Я вообще, относительно недавно, только когда делал документальный фильм о Жене для Первого канала, узнал, что два огромных телохранителя, которые вдруг появились рядом с моим товарищем (что само по себе было для меня чем-то инопланетным, я видел до этого ТЕЛОхранителей только в кино) — так вот, я не знал, что они оба были кадровые офицеры КГБ.
Их выделили, если не ошибаюсь, по просьбе продюсера Женьки и композитора Виктора Дорохина. Потому что в чемоданах наличными перевозились таки-и-ие суммы, и было столько проблем с бандитами, что без такой «крыши» уже жить было невозможно. Однажды я застал Женьку очень расстроенным, не понял сразу что случилось. Он мне говорит: «Отморозки! Игорю Саруханову из-за каких-то «сраных трех тысяч долларов голову пробили...» Он прекрасно понимал, что любой из его коллег по цеху и он сам, в любой момент, могут оказаться на месте Игоря. Хорошо помню вдруг появившийся пистолет за поясом у Белоусова. Помню, как он забыл его дома, когда мы обедали у его родителей во время курских гастролей Женьки. Идем по улице, вдруг Женька на всю улицу: «Блин!» и просит Андрея, своего директора, срочно, бегом, домой смотать — там же племяшка дома, наткнется на пистолет — нажмет на курок... Ужас. Мальчишки. Время.
— Миша, как ты думаешь, почему Женя так часто менял продюсеров? Какой продюсер сыграл «злую» роль в судьбе Жени? Позволял ли он себя использовать? Какой у него был характер — мягкий, жесткий, боевой или он «плыл по течению»?
— Не могу согласиться, что Женя часто менял продюсеров. У него было три продюсера за всю карьеру. Алибасов — это самое начало, и он не был продюсером Жени Белоусова, а создателем замечательной группы «Интеграл», куда взяли курского парнишку, можно сказать, «с улицы». Конечно, это был отличный старт. Мечта! Большая сцена, правильный звук, свет. Настоящие гастроли и даже первые теле-эфиры. Барри многое значил в карьере и жизни Жени. В каком-то смысле, он открыл его. И в «Интеграле» Женя играл и даже пел (чего он никогда раньше не делал и жутко этого боялся) качественную музыку, ту, которую он любил, которую сам слушал. Женя, ведь, был, в первую очередь, весьма приличным бас-гитаристом.
Потом уже продюсерами его сольной карьеры, именно как певца Жени Белоусова, стали Дорохин и Воропаева, которые зажгли «звезду» Жени. Мне кажется, навсегда остались главными людьми в его звездной вспышке, в его карьере. Уверен, что если бы сегодня они были бы судьями в шоу «Голос», а он конкурсантом на «слепых прослушиваниях», то их кресла бы вряд ли развернулись бы к Жене. Но его личность, в английском языке есть точное слово — его «персоналити», его человеческое обаяние, ум, внешность приумножали Женькину музыкальность.
И вот, все вместе, это начинало «работать», понимаете?! Появлялся Артист! Человек, на которого ты хочешь смотреть. Которого хочешь слушать. Потом уже начинает нравиться его легкая хрипотца в голосе, тембр... Потом образ. Потом легко запоминющиеся простенькие слова и «мотивчик»... А то, что половину из того, что слушатели знали о Жене — было чистым вымыслом Воропаевой и позже, самого Женьки, все эти легенды — не минус, а плюс им, как продюсерам. То что я видел и чувствовал — это было не трио двух эдаких «алчных продюсеров» и «овечки артиста». Женька и для Любы, и для Виктора был сыном. У них не было своих детей, и он им их заменил. По жизни. И от Жени я никогда не слышал ни одного упрека или какого-то нелестного слова в адрес «родителей», наоборот, только восхищение ими.
Наверное, именно поэтому столь болезненным для всех троих оказался этот «развод», а точнее, уход Жени под начало Матвиенко. Но Игорь — это уже совсем другое время, и Женя был уже совсем другим человеком, более зрелым, точно понимающим, что он хочет. Ему нужен был именно такой композитор и продюсер как Матвиенко, и такой поэт как Шаганов. То есть, каждого из продюсеров Женя выбирал на совершенно новом для себя этапе жизни и карьеры.
— Миша, а помнишь, еще при жизни Жени ты мне рассказывал о том, что он был не тем «сладким мальчиком», «курским соловьем» за кого себя выдавал на эстраде, что он глубже, умнее, сложнее, например, увлекался психологией? Какой психологией увлекался Женя? Хорошо ли он разбирался в людях?
— Когда он стал известным, как Женя Белоусов, именно Женя, не дай бог не Евгений (!), с песней «Девочка мой синеглазая», он уже был отцом, мужем, вполне сложившимся мужиком, несмотря на довольно молодые годы. И вдруг, по задумке продюсеров, он надевает маску эдакого подростка, ищущего свою девчонку, костюм украшенный битыми ёлочными игрушками... Конечно, после своей рокерской молодости и всего, над чем в «Интеграле» просто открыто смеялись — этот репертуарчик казался каким-то идиотизмом. Но победителей-то не судят. С этим репертуаром и именно в этом имидже именно он, а не «Интеграл» становится мега-популярным, именно он и его продюсеры становятся супер-богачами! Выражаясь бизнес-языком, они попадали в свою целевую аудиторию, подростковую, а это, в масштабах Советского Союза, десятки миллионов!
Но в гримерке, перед зеркалом, конечно, сидел совсем другой Женя Белоусов. Он так был рад когда я подарил ему книжку Фрейда, он сказал, что это лучший подарок из всех на его днюху! То есть, он действительно хорошо знал и любил психологию, чувствовал людей, был очень добрым, постоянно накрывая для друзей «поляны», он пил с музыкантами и многочисленными друзьями, которым всегда был рад, не как мальчик-одуванчик, а как мужик! Он обожал пошлые смешные анекдоты, любил красивых женщин, потом стал любить хорошие машины, дорогие вещи. То есть, это был человек, с которым я мог проговорить всю ночь. С которым близко дружил человек, совсем другого, казалось бы, уровня образования и воспитания, чем Женька, - Александр Любимов. (Александр помог родственникам Жени Белоусова на его могиле установить памятник).
То есть, уровень этой личности был самым высоким.
— Изменился ли сейчас российский шоу-бизнес по сравнению с тем временем, когда выступал Женя Белоусов?
— Изменилось само время. В те годы невозможно было представить, что можно жить в Америке, а работать в России, и наоборот. И что это нормально — быть людьми мира. Женя и то, что он сделал в российском шоу-бизнесе останется навсегда с теми миллионами людей, которые его обожали. А тем, кому посчастливилось с ним дружить, быть его женами, будут хранить о нем память всю жизнь, это сто процентов, каждый свое самое сокровенное. И то, что песни в его исполнении стали опять крутить по радио, уже столько лет, после его ухода — говорит само за себя.
Я же каждый раз, когда жарю яичницу, вспоминаю, как он угощал меня завтраком и вдруг спросил: «Тебе, с соплями или зажарить?» Что в переводе с его языка означало — люблю ли я зажаренную яичницу или недожаренную.
Источник фото: Persona Stars,Evguenii Matveev/Global look Press