Никто не доказал существование загробного мира: как поссорились Бутлеров с Менделеевым

Дмитрий Иванович Менделеев

195 лет назад, 15 сентября 1828 года, родился выдающийся химик, заслуженный профессор Александр Бутлеров. Он открыл теорию химического строения органических соединений, оставил след в истории как энтомолог и борец за право женщин на высшее образование.

Но именно его имя вспоминают, когда речь идет о… спиритизме. На этой почве он вдрызг разругался с Менделеевым и другими коллегами. Будь у служителей науки аккаунты в соцсетях, они кипели бы от взаимного хейта. Но ученые мужи вели спор открыто: создали комиссию для расследования и каждой из сторон предоставили слово.

Истоки странного увлечения Бутлерова можно поискать в детстве. Когда Саше было 11 дней от роду, умерла его 19-летняя мама Софья Александровна. Нелепая случайность: девушка, помогающая по хозяйству, уронила таз с водой. Тот грохнулся об пол, до смерти напугав Соню. После ее кончины все заботы о мальчике взяли на себя бабушка и дедушка со стороны матери и отец Михаил Васильевич - полковник в отставке, участник войны с Наполеоном.

Парнишка любил наблюдать за природой - отец поощрял все его увлечения. Отучившись четыре года в частном пансионе, Александр перешел в гимназию. А в 16 лет поступил в Казанский университет, где всерьез занялся ботаникой и энтомологией. На втором курсе отправился на практику в заволжские степи. Но подхватил тиф и полгода провалялся в постели. Отец не отходил от сына ни на шаг. Заразился сам и вскоре умер.

Уже став маститым ученым, Бутлеров понимает: никто не доказал существование загробного мира. Но вошедшие в моду медиумы завораживают безумными практиками. Магические звуки во время сеанса, вращающиеся столы, призраки наводят на мысль: связь с умершими не потеряна. Может, он тоже сможет пообщаться с близкими?

 

У Александра Михайловича появились единомышленники - муж кузины, публицист Александр Аксаков. И англичанин Дэниел Хьюм, женившийся на свояченице химика. Заморский кудесник настаивал, что умеет предсказывать будущее и левитировать. Однажды дух по его указанию стащил с пальца Александра Михайловича кольцо. А потом надел его обратно. Ну и как не поверить?!

- …волей-неволей, постепенно и медленно, но неотразимо я приведен был к признанию реальности медиумических явлений. Причина этого признания заключалась для меня в том, что с фактами не спорят, - писал ученый в «Статьях по медиумизму». К Бутлерову и Аксакову примкнул профессор Петербургского университета, зоолог Николай Вагнер. Спиритическое движение в России получило авторитетных вдохновителей, и научный спор стал поединком равных.

Наплевали на опыт

Главный оппонент Бутлерова - его коллега по Петербургскому университету Дмитрий Менделеев. У того тяжелый характер и скептическое отношение ко всему, что нельзя доказать опытным путем. По настоянию Дмитрия Ивановича при Физическом обществе университета создается комиссия, которая рассмотрит медиумические явления. В нее входят 14 ученых. Во главе - сам Менделеев.

Бутлеров, Вагнер и Аксаков выступают свидетелями на стороне спиритистов. Представляют литературу, дают рекомендации по опытам. Оплачивают приезд в Россию модных британских медиумов - братьев Петти и госпожи Клайер. Но случается облом. Жидкость, которая во время сеанса таинственным образом выступала на бумаге, оказалась плевками братцев. А сами собой звонившие колокольчики замолчали, как только от них отогнали ассистентов. Столы тоже перестали двигаться.

Александр Михайлович Бутлеров 

Менделеев торжествовал: спиритизм - шарлатанство и обман, заявил он. К разоблачительной речи присовокупил наблюдение, что в процессе эксперимента  миссис Клайер засунула под юбку устройство, издающее звуки «из мира духов». Комиссия встала на его сторону.

Но Бутлеров интересовался связью с потусторонними силами до собственной смерти. Незадолго до нее он упал со стремянки и ушиб ногу. Образовалась опухоль, ученый ходил на костылях. Но лишь боль слегка отпустила, отправился на охоту. На следующий день начались головокружение и нескончаемая рвота. Скорее всего, оторвался тромб. Профессору было всего 57 лет.

После похорон Аксаков и Вагнер попытались связаться с Бутлеровым на спиритическом сеансе и даже утверждали, что тот надиктовывает им письма. Увы, им уже никто не поверил.